Дополнительный отпуск проживающим в зоне с льготным социально-Экономическим статусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительный отпуск проживающим в зоне с льготным социально-Экономическим статусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник трудится дистанционно, в его трудовом договоре конкретное место работы не указано. Он обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). Должен ли работодатель предоставить дополнительный отпуск?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник организации трудится дистанционно, в трудовом договоре конкретное место работы такого работника не указано (место выполнения трудовой функции работник определяет самостоятельно). Указанный работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ("чернобыльский"). У организации нет деятельности в этой местности, нет обособленных подразделений. Должен ли работодатель в этом случае предоставить дополнительный отпуск работнику?
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени может влиять не только на возникновение права на меры социальной защиты и условия их предоставления, но и на объем таких мер, а если они выражены в денежной форме - на размер выплат. Так, размеры ежемесячной денежной компенсации лицам, проживающим или работающим в зоне проживания с правом на отселение, ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам варьируются в зависимости от даты начала проживания или работы в данной зоне - с 26 апреля 1986 г. или со 2 декабря 1995 г. (ст. 18 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1), причем такая дифференциация была установлена спустя несколько лет действия названного Закона, а ее конкретные параметры неоднократно менялись. Указанные даты применяются также для дифференциации продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в зоне отселения. В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом названные выплаты соответствующим категориям граждан предоставляются при условии постоянного проживания или работы здесь до 2 декабря 1995 г. (ст. 19).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени может влиять не только на возникновение права на меры социальной защиты и условия их предоставления, но и на объем таких мер, а если они выражены в денежной форме - на размер выплат. Так, размеры ежемесячной денежной компенсации лицам, проживающим или работающим в зоне проживания с правом на отселение, ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам варьируются в зависимости от даты начала проживания или работы в данной зоне - с 26 апреля 1986 г. или со 2 декабря 1995 г. (ст. 18 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1), причем такая дифференциация была установлена спустя несколько лет действия названного Закона, а ее конкретные параметры неоднократно менялись. Указанные даты применяются также для дифференциации продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в зоне отселения. В зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом названные выплаты соответствующим категориям граждан предоставляются при условии постоянного проживания или работы здесь до 2 декабря 1995 г. (ст. 19).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Согласно вынесенному Конституционным Судом решению оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Согласно вынесенному Конституционным Судом решению оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2012 N 23-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной"4. Таким образом, положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной"4. Таким образом, положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Нужно ли удерживать НДФЛ с оплаты дополнительных отпусков чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговое ведомство разъяснило, что расходы по предоставлению дополнительного отпуска гражданам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, несет федеральный бюджет. Данные выплаты являются компенсационными и не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Нужно ли удерживать НДФЛ с оплаты дополнительных отпусков чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговое ведомство разъяснило, что расходы по предоставлению дополнительного отпуска гражданам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, несет федеральный бюджет. Данные выплаты являются компенсационными и не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
(КонсультантПлюс, 2025)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом <1>:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом <1>:
Готовое решение: Какова продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого (льготного) отпуска для различных категорий работников
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом <16>:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом <16>: