Дополнительные работы 10 процентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные работы 10 процентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗПодрядчик сможет взыскать стоимость дополнительных строительных работ, превышающую 10% цены контракта, если они одновременно:
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд для государственных или муниципальных нужд: Подрядчик хочет взыскать оплату за выполненные дополнительные работы, производство которых не было согласовано
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Подрядчиком и Заказчиком заключен контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Подрядчик выполнил дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, без согласования с Заказчиком. Стоимость дополнительных работ не превышает 10% стоимости контракта. Дополнительные работы Заказчиком не оплачены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оформить дополнительные работы по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)стороны должны согласовать дополнительную смету, если заказчик планирует изменить техническую документацию и дополнительные работы превышают по стоимости 10% указанной в смете общей стоимости строительства (п. 2 ст. 744 ГК РФ). Если же допработы не превышают 10% и не меняют характера изначально согласованных работ, заказчик вправе изменять техническую документацию (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Согласование с подрядчиком в этом случае не требуется;
(КонсультантПлюс, 2025)стороны должны согласовать дополнительную смету, если заказчик планирует изменить техническую документацию и дополнительные работы превышают по стоимости 10% указанной в смете общей стоимости строительства (п. 2 ст. 744 ГК РФ). Если же допработы не превышают 10% и не меняют характера изначально согласованных работ, заказчик вправе изменять техническую документацию (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Согласование с подрядчиком в этом случае не требуется;
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
(ред. от 24.06.2025)1. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Как видно, диспозиция п. 3 ст. 744 ГК РФ сформулирована широко и включает в себя любые причины увеличения сметной стоимости работ более чем на 10%, кроме дополнительных работ, производство которых предложено подрядчиком, и увеличения рыночных цен на строительные материалы и работы. Так, к п. 3 ст. 744 ГК РФ судебная практика относит: увеличение сметной стоимости договора строительного подряда по заявлению заказчика более чем на 10% при использовании последним п. 1 ст. 744 ГК РФ <1>; несоответствие объемов работ в технической документации, предоставленной заказчиком, объемам и видам работ, указанным в смете <2>; дополнительные работы, предложенные заказчиком и увеличивающие сметную стоимость договора более чем на 10%; несоответствие проектных и фактических геодезических работ (имеется в виду предварительных работ, необходимых для производства работ по договору), о чем подрядчиком письменно сообщено контрагенту <3>.
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Как видно, диспозиция п. 3 ст. 744 ГК РФ сформулирована широко и включает в себя любые причины увеличения сметной стоимости работ более чем на 10%, кроме дополнительных работ, производство которых предложено подрядчиком, и увеличения рыночных цен на строительные материалы и работы. Так, к п. 3 ст. 744 ГК РФ судебная практика относит: увеличение сметной стоимости договора строительного подряда по заявлению заказчика более чем на 10% при использовании последним п. 1 ст. 744 ГК РФ <1>; несоответствие объемов работ в технической документации, предоставленной заказчиком, объемам и видам работ, указанным в смете <2>; дополнительные работы, предложенные заказчиком и увеличивающие сметную стоимость договора более чем на 10%; несоответствие проектных и фактических геодезических работ (имеется в виду предварительных работ, необходимых для производства работ по договору), о чем подрядчиком письменно сообщено контрагенту <3>.
Статья: Право подрядчика на изменение цены по договору строительного подряда
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2022, N 8)Согласно п. 1 ст. 744 ГК РФ заказчик имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию при условии, что стоимость возникших в результате этого дополнительных работ не превышает 10% общей цены договора и не меняет характера предусмотренных договором работ. Техническая документация по смыслу ст. 743 ГК РФ определяет объем, содержание работ и иные предъявляемые к строительным работам требования. Пункт 3 ст. 744 ГК РФ дает подрядчику право требовать пересмотра сметы в судебном порядке согласно ст. 450 ГК РФ по договору строительного подряда, если по независящим от него причинам стоимость работ возросла не менее чем на 10%.
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2022, N 8)Согласно п. 1 ст. 744 ГК РФ заказчик имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию при условии, что стоимость возникших в результате этого дополнительных работ не превышает 10% общей цены договора и не меняет характера предусмотренных договором работ. Техническая документация по смыслу ст. 743 ГК РФ определяет объем, содержание работ и иные предъявляемые к строительным работам требования. Пункт 3 ст. 744 ГК РФ дает подрядчику право требовать пересмотра сметы в судебном порядке согласно ст. 450 ГК РФ по договору строительного подряда, если по независящим от него причинам стоимость работ возросла не менее чем на 10%.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)- объем дополнительных работ, не превышающий 10% от первоначально согласованной сметы, является несущественным изменением;
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)- объем дополнительных работ, не превышающий 10% от первоначально согласованной сметы, является несущественным изменением;
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Однако к этому перечню необходимо подходить внимательно. Так, учитывая особенности выполнения подрядных работ, в ходе которых могут быть выявлены новые обстоятельства, от которых зависит достижение результата работ, Верховный Суд в 2017 году занял позицию взвешенного применения правил ст. 95 Закона о контрактной системе с положениями ст. 743 ГК РФ. Увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены те работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата <95>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Однако к этому перечню необходимо подходить внимательно. Так, учитывая особенности выполнения подрядных работ, в ходе которых могут быть выявлены новые обстоятельства, от которых зависит достижение результата работ, Верховный Суд в 2017 году занял позицию взвешенного применения правил ст. 95 Закона о контрактной системе с положениями ст. 743 ГК РФ. Увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены те работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата <95>.
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В ходе исполнения таких контрактов условия соглашения зачастую требуется изменять: не приступив к ремонту, строительству, невозможно с точностью до действия предусмотреть объем работ и с точностью до копейки рассчитать финальную стоимость. По этой причине в 2017 г. Верховный Суд РФ разъяснил <8>, что, несмотря на наличие императивной нормы закона о недопустимости изменения контракта в части увеличения объема или стоимости работ более чем на 10%, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ. Это обусловливает приоритетное применение норм ст. 743 ГК РФ: увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата. Данные случаи носят исключительный характер. При рассмотрении споров помимо названных обстоятельств суды также исследуют поведение подрядчика, заказчика - являлось ли оно добросовестным при проведении закупки и согласовании дополнительных работ <9>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В ходе исполнения таких контрактов условия соглашения зачастую требуется изменять: не приступив к ремонту, строительству, невозможно с точностью до действия предусмотреть объем работ и с точностью до копейки рассчитать финальную стоимость. По этой причине в 2017 г. Верховный Суд РФ разъяснил <8>, что, несмотря на наличие императивной нормы закона о недопустимости изменения контракта в части увеличения объема или стоимости работ более чем на 10%, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ. Это обусловливает приоритетное применение норм ст. 743 ГК РФ: увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата. Данные случаи носят исключительный характер. При рассмотрении споров помимо названных обстоятельств суды также исследуют поведение подрядчика, заказчика - являлось ли оно добросовестным при проведении закупки и согласовании дополнительных работ <9>.
Готовое решение: Как определить цену по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые основания для пересмотра твердой цены есть в законе, дублировать их в договоре не обязательно. Так, подрядчик может ставить вопрос о пересмотре цены в случаях, предусмотренных в п. 6 ст. 709, п. 3 ст. 743, п. 3 ст. 744 ГК РФ. А заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию и, соответственно, корректировать стоимость работ, если стоимость дополнительных работ при этом не превысит 10% от указанной в смете общей стоимости строительства и при этом не изменится характер работ. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 744 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые основания для пересмотра твердой цены есть в законе, дублировать их в договоре не обязательно. Так, подрядчик может ставить вопрос о пересмотре цены в случаях, предусмотренных в п. 6 ст. 709, п. 3 ст. 743, п. 3 ст. 744 ГК РФ. А заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию и, соответственно, корректировать стоимость работ, если стоимость дополнительных работ при этом не превысит 10% от указанной в смете общей стоимости строительства и при этом не изменится характер работ. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 744 ГК РФ.