Должностные обязанности контрактного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные обязанности контрактного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 14.03.2024 N 33-656/2024 (УИД 65RS0018-01-2023-000585-48)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Решение Курского областного суда от 14.03.2024 по делу N 21-102/2024 (УИД 46RS0030-01-2023-008978-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение: Отказано.Довод жалобы Т. о том, что он не является субъектом административного правонарушения в связи с тем, что не является контрактным управляющим, несостоятелен, основан на неверном толковании законодательства. В данном случае создание контрактной службы не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку акты приемки товара подписан Т. как должностным лицом заказчика, соответственно принятый товар должен был быть оплачен в соответствии с условиями договора, а за нарушение сроков оплаты, должностное лицо заказчика, которым в данном случае является Т., в силу своих служебных обязанностей несет соответствующую ответственность. Доказательств принятия достаточных мер по оплате оказанного товара по заключенному контракту в установленный законом срок не представлено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение: Отказано.Довод жалобы Т. о том, что он не является субъектом административного правонарушения в связи с тем, что не является контрактным управляющим, несостоятелен, основан на неверном толковании законодательства. В данном случае создание контрактной службы не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку акты приемки товара подписан Т. как должностным лицом заказчика, соответственно принятый товар должен был быть оплачен в соответствии с условиями договора, а за нарушение сроков оплаты, должностное лицо заказчика, которым в данном случае является Т., в силу своих служебных обязанностей несет соответствующую ответственность. Доказательств принятия достаточных мер по оплате оказанного товара по заключенному контракту в установленный законом срок не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Что входит в должностные обязанности контрактного управляющего
(КонсультантПлюс, 2025)Что входит в должностные обязанности контрактного управляющего
Готовое решение: Каков порядок возврата обеспечения контракта (его части), гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Организует возврат обеспечения контрактная служба или контрактный управляющий. Для этого они направляют сведения в бухгалтерию учреждения. Для контрактной службы эта обязанность установлена в п. 3.4.8 Типового положения N 158н. Контрактному управляющему такую обязанность можно установить в должностной инструкции.
(КонсультантПлюс, 2025)Организует возврат обеспечения контрактная служба или контрактный управляющий. Для этого они направляют сведения в бухгалтерию учреждения. Для контрактной службы эта обязанность установлена в п. 3.4.8 Типового положения N 158н. Контрактному управляющему такую обязанность можно установить в должностной инструкции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В должностном регламенте также может устанавливаться требование о наличии дополнительного профессионального образования в определенной области. Например, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к гражданским служащим, должностные обязанности которых связаны с осуществлением закупок товаров и заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа, рекомендуется устанавливать требование о наличии высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", "Экономическая безопасность", а также направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Государственный аудит" или требование о наличии высшего образования любой специальности (направления подготовки) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд объемом более 1 000 часов.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В должностном регламенте также может устанавливаться требование о наличии дополнительного профессионального образования в определенной области. Например, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к гражданским служащим, должностные обязанности которых связаны с осуществлением закупок товаров и заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа, рекомендуется устанавливать требование о наличии высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", "Экономическая безопасность", а также направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Государственный аудит" или требование о наличии высшего образования любой специальности (направления подготовки) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд объемом более 1 000 часов.
Статья: Комментарий к Определению Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2025 по делу N 88-2140/2025 <Когда за совмещение должностей не положена доплата?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Работница школы обратилась в суд, посчитав, что ей не доплатили за совмещение должностей директора школы на период нахождения его в отпуске, а также за выполнение обязанностей контрактного управляющего.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Работница школы обратилась в суд, посчитав, что ей не доплатили за совмещение должностей директора школы на период нахождения его в отпуске, а также за выполнение обязанностей контрактного управляющего.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Для заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг вводит обязанность создания контрактной службы [14]. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг заказчик самостоятельно решает создавать отдельное структурное подразделение (или ограничится назначением контрактного управляющего) или распределить должностные обязанности между сотрудниками других структурных подразделений экономического субъекта, не выделяя отдельного структурного подразделения [113]. Заказчик обязан установить правила организации деятельности контрактной службы, учитывая все этапы проведения закупочного процесса, что установлено Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" [72].
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Для заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг вводит обязанность создания контрактной службы [14]. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг заказчик самостоятельно решает создавать отдельное структурное подразделение (или ограничится назначением контрактного управляющего) или распределить должностные обязанности между сотрудниками других структурных подразделений экономического субъекта, не выделяя отдельного структурного подразделения [113]. Заказчик обязан установить правила организации деятельности контрактной службы, учитывая все этапы проведения закупочного процесса, что установлено Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" [72].
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Вместе с тем, следует заметить, что заключение вышеназванных договоров не является субъективным инициативным волеизъявлением должностных лиц публичного субъекта, как ранее было отмечено, а происходит в публичных целях обеспечения вопросов ведения соответствующего публично-правового образования; средства бюджета не являются собственными средствами органа власти, казенного учреждения (получателя бюджетных средств, стороны сделки), они находятся в его ведении и на него возлагаются обязанности исполнения закона (решения) о бюджете.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Вместе с тем, следует заметить, что заключение вышеназванных договоров не является субъективным инициативным волеизъявлением должностных лиц публичного субъекта, как ранее было отмечено, а происходит в публичных целях обеспечения вопросов ведения соответствующего публично-правового образования; средства бюджета не являются собственными средствами органа власти, казенного учреждения (получателя бюджетных средств, стороны сделки), они находятся в его ведении и на него возлагаются обязанности исполнения закона (решения) о бюджете.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)В Постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором раскрыто содержание организационно-распорядительных функций, выделено два их вида: функции руководства коллективом и связанные с принятием решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические последствия. Если лицо обладает полномочиями принятия юридически значимых решений, влекущих правовые последствия, которые заключаются в установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, то это лицо является должностным. Согласно ст. 38 Закона N 44-ФЗ на заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., возложена обязанность создания контрактных служб (создание специального структурного подразделения при этом не является обязательным). Если совокупный объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., а контрактная служба не создана, заказчик назначает должностное лицо - контрактного управляющего (ч. 1, 2 ст. 38 названного Закона).
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)В Постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором раскрыто содержание организационно-распорядительных функций, выделено два их вида: функции руководства коллективом и связанные с принятием решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические последствия. Если лицо обладает полномочиями принятия юридически значимых решений, влекущих правовые последствия, которые заключаются в установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, то это лицо является должностным. Согласно ст. 38 Закона N 44-ФЗ на заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., возложена обязанность создания контрактных служб (создание специального структурного подразделения при этом не является обязательным). Если совокупный объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., а контрактная служба не создана, заказчик назначает должностное лицо - контрактного управляющего (ч. 1, 2 ст. 38 названного Закона).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Госслужащему был объявлен выговор за неисполнение должностных обязанностей, а именно за срыв обучения на курсах повышения квалификации по программе "Управление государственными и муниципальными закупками". Оспаривая выговор, госслужащий доказывал суду, что не является сотрудником контрактной службы и что деятельность в сфере закупок не входит в круг его должностных обязанностей. Следовательно, наниматель не мог направлять его на курсы повышения квалификации, поскольку тематика учебы не относилась к его непосредственным служебным обязанностям. К тому же он не давал согласия быть контрактным управляющим или участвовать в закупочных комиссиях.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Госслужащему был объявлен выговор за неисполнение должностных обязанностей, а именно за срыв обучения на курсах повышения квалификации по программе "Управление государственными и муниципальными закупками". Оспаривая выговор, госслужащий доказывал суду, что не является сотрудником контрактной службы и что деятельность в сфере закупок не входит в круг его должностных обязанностей. Следовательно, наниматель не мог направлять его на курсы повышения квалификации, поскольку тематика учебы не относилась к его непосредственным служебным обязанностям. К тому же он не давал согласия быть контрактным управляющим или участвовать в закупочных комиссиях.
Вопрос: Может ли бухгалтер (в том числе главный бухгалтер) быть контрактным управляющим?
(Консультация эксперта, 2023)При этом должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования указанной должности в штатном расписании (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128).
(Консультация эксперта, 2023)При этом должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования указанной должности в штатном расписании (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128).
Вопрос: Как можно ознакомиться с письменными заявлениями заказчика, предоставленными при проведении внеплановой проверки?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Внеплановые проверки в отношении действий (бездействия) заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" проводятся в соответствии с Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Внеплановые проверки в отношении действий (бездействия) заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" проводятся в соответствии с Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
Вопрос: Генеральный директор единственного участника электронного аукциона оказался сотрудником заказчика. Подлежит ли заявка данного участника отклонению?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Ответ: В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ стороной конфликта интересов со стороны заказчика могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. При этом Верховный Суд РФ пояснил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении лиц, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Ответ: В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ стороной конфликта интересов со стороны заказчика могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. При этом Верховный Суд РФ пояснил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении лиц, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <1>.