Доктрина 2000
Подборка наиболее важных документов по запросу Доктрина 2000 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деликтное право Франции в призме национальной истории, правовой доктрины и прецедентных правил
(Комиссарова Е.Г., Волков А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)26. Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права - судебном прецеденте и доктрине // Вестник ВАС РФ. 2000. N 5. С. 111 - 119.
(Комиссарова Е.Г., Волков А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)26. Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права - судебном прецеденте и доктрине // Вестник ВАС РФ. 2000. N 5. С. 111 - 119.
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<10> См.: Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<10> См.: Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.
Нормативные акты
"Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства"
(совершено 08.12.1999)Принимается единая военная доктрина Союзного государства.
(совершено 08.12.1999)Принимается единая военная доктрина Союзного государства.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646
"Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"2. Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895.
"Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"2. Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<3> Тимонина Ю.В. Категория ограниченных вещных прав в доктрине и законодательстве (Общие положения) / Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 2 / Под ред. М.И. Брагинского. М., 2000. С. 69 - 70.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<3> Тимонина Ю.В. Категория ограниченных вещных прав в доктрине и законодательстве (Общие положения) / Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 2 / Под ред. М.И. Брагинского. М., 2000. С. 69 - 70.
Статья: Преемственность и рецепция в государственном строительстве России начала XX века: конституционные вопросы
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. Москва: Сашко, 2000. 528 с.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. Москва: Сашко, 2000. 528 с.
Статья: Вклад Комитета ООН по правам человека в определение справедливого судебного разбирательства как структурного принципа международного порядка
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<38> В области доктрины см., в частности: Alston-Crawford, The Future of UN Human Rights Treaty Monitoring, Cambridge, 2000; анализ подготовительных работ, касающихся ПИДКП, см.: Bossuyt, Guide to the "Travaux " of the International Covenant on Civil and Political Rights, Dordrecht-Boston-Lancaster, 1987. В частности, о ст. 14 Пакта и соответствующую квазиюрисдикционную практику Комитета по правам человека см., среди прочего: McGoldrick, The Human Rights Commitee. Its Role in the Development of the International Covenant on Civil and Political Rights, op. cit., особенно pp. 395 и сл.; P. Tavernier, "Le droit un dans la Jurisprudence du des Droits de l'Homme des Nations Unies", в RTDH, (1996) 25, pp. 3 - 22.
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<38> В области доктрины см., в частности: Alston-Crawford, The Future of UN Human Rights Treaty Monitoring, Cambridge, 2000; анализ подготовительных работ, касающихся ПИДКП, см.: Bossuyt, Guide to the "Travaux " of the International Covenant on Civil and Political Rights, Dordrecht-Boston-Lancaster, 1987. В частности, о ст. 14 Пакта и соответствующую квазиюрисдикционную практику Комитета по правам человека см., среди прочего: McGoldrick, The Human Rights Commitee. Its Role in the Development of the International Covenant on Civil and Political Rights, op. cit., особенно pp. 395 и сл.; P. Tavernier, "Le droit un dans la Jurisprudence du des Droits de l'Homme des Nations Unies", в RTDH, (1996) 25, pp. 3 - 22.
Статья: "Традиция заимствований" и развитие национального права
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)В истории отечественного государства и права известно немало фактов заимствования из иностранных правопорядков, в том числе масштабного характера. Современный российский правопорядок сформировался в 1990 - 2000-е гг. в результате распространения континентального (романо-германского) и англосаксонского права. Советское право возникло как результат заимствований непосредственно из германского законодательства и отдельных положений германской доктрины. Деятельность М.М. Сперанского по модернизации законодательства Российской империи была вдохновлена в первую очередь кодификациями Наполеона. Петр I руководствовался примером Швеции и идеями Г.В. Лейбница. Даже Русская Правда была создана на основе не только местных обычаев, но и права Византийской империи. Аналогичные примеры есть и за рубежом. Так, в основе континентального (романо-германского) права, помимо прочего, лежит римское право, которое сформировалось через интерпретацию греческих источников. Даже в законах Драконта и Солона мы также видим положения, уходящие корнями в правопорядки Междуречья и Передней Азии.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)В истории отечественного государства и права известно немало фактов заимствования из иностранных правопорядков, в том числе масштабного характера. Современный российский правопорядок сформировался в 1990 - 2000-е гг. в результате распространения континентального (романо-германского) и англосаксонского права. Советское право возникло как результат заимствований непосредственно из германского законодательства и отдельных положений германской доктрины. Деятельность М.М. Сперанского по модернизации законодательства Российской империи была вдохновлена в первую очередь кодификациями Наполеона. Петр I руководствовался примером Швеции и идеями Г.В. Лейбница. Даже Русская Правда была создана на основе не только местных обычаев, но и права Византийской империи. Аналогичные примеры есть и за рубежом. Так, в основе континентального (романо-германского) права, помимо прочего, лежит римское право, которое сформировалось через интерпретацию греческих источников. Даже в законах Драконта и Солона мы также видим положения, уходящие корнями в правопорядки Междуречья и Передней Азии.
Статья: Академическая научная школа административного права
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Нужно признать, что отношение к традициям в сообществе административистов неоднозначное. К примеру, в начале 2000-х гг. Ю.Н. Старилов писал: "В административном праве мы столкнулись с ломкой сложившихся в советские годы традиций, доктрин, теорий, точек зрения ученых, представляющих науку административного права. Можно задать вопрос: а нужно ли ломать (ликвидировать) устои административно-правового регулирования и традиции в административном праве? По нашему мнению, нужно" [5, с. 29]. Рассуждая над поставленным вопросом, Ю.Н. Старилов сформулировал следующий тезис: "Сегодня нужно создавать "новый мир" административного права, развивать его новые традиции. Учитывая все лучшее, достигнутое в системе административно-правового регулирования, новые административно-правовые традиции должны базироваться на современных идеях, доктринах, теоретических достижениях" [5, с. 29 - 30]. Через двадцать лет данный тезис практически дословно воспроизводит Н.И. Побежимова [6, с. 35].
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Нужно признать, что отношение к традициям в сообществе административистов неоднозначное. К примеру, в начале 2000-х гг. Ю.Н. Старилов писал: "В административном праве мы столкнулись с ломкой сложившихся в советские годы традиций, доктрин, теорий, точек зрения ученых, представляющих науку административного права. Можно задать вопрос: а нужно ли ломать (ликвидировать) устои административно-правового регулирования и традиции в административном праве? По нашему мнению, нужно" [5, с. 29]. Рассуждая над поставленным вопросом, Ю.Н. Старилов сформулировал следующий тезис: "Сегодня нужно создавать "новый мир" административного права, развивать его новые традиции. Учитывая все лучшее, достигнутое в системе административно-правового регулирования, новые административно-правовые традиции должны базироваться на современных идеях, доктринах, теоретических достижениях" [5, с. 29 - 30]. Через двадцать лет данный тезис практически дословно воспроизводит Н.И. Побежимова [6, с. 35].
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)<3> Терминологически в отечественной доктрине для передачи германского понятия "Stiftung" использовались слова "институт", как это имеет место в работе Н.С. Суворова (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000), и "учреждение", как это имеет место в работе С.Н. Братуся (см.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947). В настоящей работе слово "Stiftung" будет переводиться как "фонд", поскольку в качестве организационно-правовой формы Stiftung функционально наиболее близок к одноименному отечественному правовому институту.
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)<3> Терминологически в отечественной доктрине для передачи германского понятия "Stiftung" использовались слова "институт", как это имеет место в работе Н.С. Суворова (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000), и "учреждение", как это имеет место в работе С.Н. Братуся (см.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947). В настоящей работе слово "Stiftung" будет переводиться как "фонд", поскольку в качестве организационно-правовой формы Stiftung функционально наиболее близок к одноименному отечественному правовому институту.
Статья: Языковые средства введения в заблуждение, или Мнимые дозволения в конструкциях гражданско-правовых договоров
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2020, N 6)<3> См.: Баренбойм П.Д. 3 000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М., 2000. С. 147.
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2020, N 6)<3> См.: Баренбойм П.Д. 3 000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М., 2000. С. 147.
Статья: Прокурор amicus curiae и доктрина естественных полномочий в международном судопроизводстве
(Копылова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 3)<17> The Prosecutor v. , Judgment on Allegations of Contempt against Prior Counsel, Milan Vujin, 31 January 2000, IT-94-1-A-AR77, § 13 ("2000 Vujin Contempt Judgment").
(Копылова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 3)<17> The Prosecutor v. , Judgment on Allegations of Contempt against Prior Counsel, Milan Vujin, 31 January 2000, IT-94-1-A-AR77, § 13 ("2000 Vujin Contempt Judgment").
Статья: Иммунитеты должностных лиц государств от иностранной уголовной юрисдикции: обзор позиций государств
(Касперович А.М., Татаринов М.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)"Общество больше не хочет мириться с безнаказанностью совершающих эти преступления (грубое и массовое нарушение прав человека, терроризм, транснациональная преступность, коррупция, отмывание средств) лиц, каково бы ни было их официальное положение в государстве" <1>. Однако перед взаимодействующими системами общего международного и национального уголовного права встал ряд проблем, препятствующих полному устранению такой безнаказанности. Несмотря на то что с этой проблемой правоприменение сталкивалось достаточно давно, лишь с начала 2000-х годов вопрос об иммунитетах должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции был конкретно сформулирован в дискурсе международного права <2> и стал активно разрабатываться в отечественной <3> и зарубежной доктрине <4>. Также свою работу по теме начала Комиссия международного права ООН (КМП), в ходе деятельности которой двумя специальными докладчиками было изучено состояние действующего международного права, а также позиции, направленные в Комиссию заинтересованными государствами.
(Касперович А.М., Татаринов М.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)"Общество больше не хочет мириться с безнаказанностью совершающих эти преступления (грубое и массовое нарушение прав человека, терроризм, транснациональная преступность, коррупция, отмывание средств) лиц, каково бы ни было их официальное положение в государстве" <1>. Однако перед взаимодействующими системами общего международного и национального уголовного права встал ряд проблем, препятствующих полному устранению такой безнаказанности. Несмотря на то что с этой проблемой правоприменение сталкивалось достаточно давно, лишь с начала 2000-х годов вопрос об иммунитетах должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции был конкретно сформулирован в дискурсе международного права <2> и стал активно разрабатываться в отечественной <3> и зарубежной доктрине <4>. Также свою работу по теме начала Комиссия международного права ООН (КМП), в ходе деятельности которой двумя специальными докладчиками было изучено состояние действующего международного права, а также позиции, направленные в Комиссию заинтересованными государствами.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Помимо этого, достаточно подробную разработку в зарубежном праве получила доктрина взаимосвязанных договоров. В эту категорию включаются договоры, связанные на уровне синаллагмы, например, договоры подряда и субподряда или договоры аренды и субаренды. В германском праве идея взаимосвязанности договоров применяется главным образом в потребительском праве: например, немецкими судами были выработаны правила о так называемой "финансируемой купле". Речь идет о приобретении потребителем товаров в кредит, когда два самостоятельных договора (купля-продажа и кредит) с разными лицами объединяются в единое правоотношение, чтобы защитить покупателя как слабую сторону. Подробнее об этом см.: Heermann P.W. Verbundene Geschafte im Sinne des § 9 Abs. 1 VerbrKrG // Archiv fur die civilistische Praxis. 2000. 200. Bd. H. 1. Большую роль доктрина взаимосвязанности договоров играет также в международной коммерческой практике.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Помимо этого, достаточно подробную разработку в зарубежном праве получила доктрина взаимосвязанных договоров. В эту категорию включаются договоры, связанные на уровне синаллагмы, например, договоры подряда и субподряда или договоры аренды и субаренды. В германском праве идея взаимосвязанности договоров применяется главным образом в потребительском праве: например, немецкими судами были выработаны правила о так называемой "финансируемой купле". Речь идет о приобретении потребителем товаров в кредит, когда два самостоятельных договора (купля-продажа и кредит) с разными лицами объединяются в единое правоотношение, чтобы защитить покупателя как слабую сторону. Подробнее об этом см.: Heermann P.W. Verbundene Geschafte im Sinne des § 9 Abs. 1 VerbrKrG // Archiv fur die civilistische Praxis. 2000. 200. Bd. H. 1. Большую роль доктрина взаимосвязанности договоров играет также в международной коммерческой практике.