Договор заключен до вступления в силу 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор заключен до вступления в силу 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реестр договоров, заключенных заказчиками по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...между государственным унитарным предприятием... (...заказчик) и ООО [подрядчик - ред.]... в результате проведенных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона... N 223-ФЗ... заключены договоры поставки...
(КонсультантПлюс, 2025)"...между государственным унитарным предприятием... (...заказчик) и ООО [подрядчик - ред.]... в результате проведенных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона... N 223-ФЗ... заключены договоры поставки...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Размещение информации в ЕИС при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу о необоснованности требования истца о внесении информации в ЕИС в отношении договоров... изменив их статус на "исполнение", поскольку такое последствие не основано на законе, ЕИС является информационным ресурсом, которым обеспечивается порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, и раскрываемость сведений, определенных Правилами [утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 - ред.]..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу о необоснованности требования истца о внесении информации в ЕИС в отношении договоров... изменив их статус на "исполнение", поскольку такое последствие не основано на законе, ЕИС является информационным ресурсом, которым обеспечивается порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, и раскрываемость сведений, определенных Правилами [утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 - ред.]..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Обзор: "Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ"
(КонсультантПлюс, 2021)Вопрос: О применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ к договорам, заключенным до его вступления в силу, а также к новым и пролонгированным договорам.
(КонсультантПлюс, 2021)Вопрос: О применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ к договорам, заключенным до его вступления в силу, а также к новым и пролонгированным договорам.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11. Положения статьи 3.1 настоящего Федерального закона распространяются на реализуемые инвестиционные проекты, за исключением инвестиционных проектов, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к закупаемой продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни, установлены утвержденной заказчиком или юридическим лицом, указанным в части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, проектной документацией и (или) заключены договоры в отношении конкретной продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11. Положения статьи 3.1 настоящего Федерального закона распространяются на реализуемые инвестиционные проекты, за исключением инвестиционных проектов, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к закупаемой продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни, установлены утвержденной заказчиком или юридическим лицом, указанным в части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, проектной документацией и (или) заключены договоры в отношении конкретной продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Данный вывод следует из анализа ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), согласно которому положения Закона об ОСАГО (в редакции указанного федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления в силу соответствующих положений данного федерального закона, если иное не предусмотрено этой же статьей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Данный вывод следует из анализа ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), согласно которому положения Закона об ОСАГО (в редакции указанного федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления в силу соответствующих положений данного федерального закона, если иное не предусмотрено этой же статьей.
Готовое решение: Как внести изменения в положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда возможно изменение договора по соглашению сторон, а также порядок заключения дополнительного соглашения (в том числе предоставления нового обеспечения исполнения договора) определите самостоятельно. При этом учтите общие правила изменения договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 14.01.2020 N 24-03-08/812).
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда возможно изменение договора по соглашению сторон, а также порядок заключения дополнительного соглашения (в том числе предоставления нового обеспечения исполнения договора) определите самостоятельно. При этом учтите общие правила изменения договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 14.01.2020 N 24-03-08/812).
Статья: Офсетный договор в рамках закупок товаров, работ и услуг для отдельных категорий юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, из разъяснений Письма Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104169 можно сделать вывод о том, что Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в праве определять конкретные предметы договоров как основания выбора того или иного способа закупки. Таким образом, заказчик вправе установить возможность заключения офсетного договора только по результатам какого-либо конкретного способа закупки и определить особенности его проведения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, из разъяснений Письма Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104169 можно сделать вывод о том, что Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в праве определять конкретные предметы договоров как основания выбора того или иного способа закупки. Таким образом, заказчик вправе установить возможность заключения офсетного договора только по результатам какого-либо конкретного способа закупки и определить особенности его проведения.
Статья: Брачный договор - инструмент защиты или способ обойти закон?
(Чудиновская Н.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ.
(Чудиновская Н.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ.
Статья: Что нового в системе закупок (декабрь 2022 - январь 2023 года)?
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 2)Когда заказчик может выбирать - либо заключить договор с единственным участником закупочной процедуры, либо объявить закупку повторно, само по себе это не вступает в противоречие с основными нормами гражданского законодательства. Пункт 5 ст. 447 ГК РФ, устанавливая, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, не закрепляет последствия признания торгов несостоявшимися. Указанная общая норма не исключает возможности устанавливать в специальном законодательстве различные правовые последствия признания торгов несостоявшимися.
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 2)Когда заказчик может выбирать - либо заключить договор с единственным участником закупочной процедуры, либо объявить закупку повторно, само по себе это не вступает в противоречие с основными нормами гражданского законодательства. Пункт 5 ст. 447 ГК РФ, устанавливая, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, не закрепляет последствия признания торгов несостоявшимися. Указанная общая норма не исключает возможности устанавливать в специальном законодательстве различные правовые последствия признания торгов несостоявшимися.
Статья: Проблема применения преддоговорной ответственности к процедуре заключения договора на торгах
(Саркисян В.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В-третьих, в отношении использования ст. 434.1 ГК РФ в спорах, связанных с проведением торгов, на практике также не наблюдается консенсуса. Так, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в пункте 12 прямо устанавливает, что торги представляют собой один из способов ведения переговоров, и признает подачу заявки для участия в конкурсе согласием на условия проведения торгов и, соответственно, свидетельством заключения между участником и организатором торгов соглашения о ведении переговоров <4>. Кроме того, отмечено, что удержание денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, в случае нарушения участником условий проведения конкурса является мерой ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров, применение которой в соответствии с п. 3 ст. 434.1 ГК РФ должно поставить заказчика в то положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом. В качестве примера предлагается возмещать заказчику переговорные расходы, такие как: связанные с ведением переговоров, приготовлением к заключению договора, а также убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
(Саркисян В.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В-третьих, в отношении использования ст. 434.1 ГК РФ в спорах, связанных с проведением торгов, на практике также не наблюдается консенсуса. Так, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в пункте 12 прямо устанавливает, что торги представляют собой один из способов ведения переговоров, и признает подачу заявки для участия в конкурсе согласием на условия проведения торгов и, соответственно, свидетельством заключения между участником и организатором торгов соглашения о ведении переговоров <4>. Кроме того, отмечено, что удержание денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, в случае нарушения участником условий проведения конкурса является мерой ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров, применение которой в соответствии с п. 3 ст. 434.1 ГК РФ должно поставить заказчика в то положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом. В качестве примера предлагается возмещать заказчику переговорные расходы, такие как: связанные с ведением переговоров, приготовлением к заключению договора, а также убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
Готовое решение: Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке у единственного поставщика срок заключения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Установите сроки заключения таких договоров самостоятельно в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). При этом учтите, что при проведении неконкурентной закупки только среди СМСП и самозанятых этот срок не должен превышать 20 дней с даты принятия решения о заключении договора. Исключение - случаи, когда для заключения договора требуется одобрение органом управления заказчика, а также когда действия (бездействие) заказчика обжалуются в суде или антимонопольном органе. В последних двух случаях договор должен быть заключен в течение 20 дней с даты вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора (п. 27 Положения об особенностях участия СМСП в закупках). Полагаем, что в случае, когда для заключения договора требуется одобрение органом управления заказчика, срок заключения договора не должен превышать 20 дней с даты надлежащего оформления одобрения органа управления.
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке у единственного поставщика срок заключения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Установите сроки заключения таких договоров самостоятельно в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). При этом учтите, что при проведении неконкурентной закупки только среди СМСП и самозанятых этот срок не должен превышать 20 дней с даты принятия решения о заключении договора. Исключение - случаи, когда для заключения договора требуется одобрение органом управления заказчика, а также когда действия (бездействие) заказчика обжалуются в суде или антимонопольном органе. В последних двух случаях договор должен быть заключен в течение 20 дней с даты вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора (п. 27 Положения об особенностях участия СМСП в закупках). Полагаем, что в случае, когда для заключения договора требуется одобрение органом управления заказчика, срок заключения договора не должен превышать 20 дней с даты надлежащего оформления одобрения органа управления.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.
Вопрос: ФГУП реорганизуется путем преобразования в АО. Нужно ли утверждать новое положение о закупках, или АО как правопреемник вправе применять ранее утвержденное положение о закупках ФГУП?
(Консультация эксперта, 2024)Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Статья: О возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения третейского суда
(Трофимов А.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)В исследуемом же вопросе в случае реализации двумя сторонами договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ, своего права на выбор альтернативного способа разрешения спора в третейском суде будет блокироваться сама возможность привлечения поставщика к публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Такая ситуация вступает в противоречие с природой публично-правовой ответственности, которая не может быть нивелирована решением сторон договора.
(Трофимов А.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)В исследуемом же вопросе в случае реализации двумя сторонами договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ, своего права на выбор альтернативного способа разрешения спора в третейском суде будет блокироваться сама возможность привлечения поставщика к публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Такая ситуация вступает в противоречие с природой публично-правовой ответственности, которая не может быть нивелирована решением сторон договора.
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Суды поддержали контролеров (см., например, Постановление АС ВСО от 06.06.2022 N Ф02-2371/2022 по делу N А33-10536/2021). В числе прочего они опровергли довод заказчика о том, что договоры, заключенные с единственным поставщиком до вступления в силу Закона N 223-ФЗ, не могут регулироваться данным Законом. Положение о закупке, позволяющее заказчику привлекать контрагента без проведения публичных закупочных процедур путем пролонгации договоров на оказание процессинговых услуг, утверждено в 2019 году и изменено в 2021-м. В документе учтены спорные ситуации.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Суды поддержали контролеров (см., например, Постановление АС ВСО от 06.06.2022 N Ф02-2371/2022 по делу N А33-10536/2021). В числе прочего они опровергли довод заказчика о том, что договоры, заключенные с единственным поставщиком до вступления в силу Закона N 223-ФЗ, не могут регулироваться данным Законом. Положение о закупке, позволяющее заказчику привлекать контрагента без проведения публичных закупочных процедур путем пролонгации договоров на оказание процессинговых услуг, утверждено в 2019 году и изменено в 2021-м. В документе учтены спорные ситуации.