Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 383 "Права, которые не могут переходить к другим лицам" ГК РФСледовательно, цессия по обязательствам, вытекающим из договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, действующим законодательством не запрещается."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 331 "Форма соглашения о неустойке" ГК РФИз указанных норм права следует, что соглашение о неустойке и ее размер должны быть установлены в договоре. Если размер неустойки договором не определен, то соглашение о ней считается не достигнутым. Исключением из данного правила является законная неустойка, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные действующие нормативные акты о договоре поставки, кроме законов о поставках товаров для государственных и муниципальных нужд, не устанавливают законную неустойку (штраф, пени) за нарушение поставщиком обязательств. Следовательно, соответствующие нарушения могут влечь за собой взыскание неустойки лишь в случае, когда она будет предусмотрена в договоре (договорная неустойка).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Путеводитель по судебной практике: Розничная купля-продажа.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, проанализировав условия договоров, контрактов, заключенных индивидуальным предпринимателем Давтян Б.Б. с государственными и муниципальными учреждениями по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также во взаимной совокупности с положениями статей 492, 506, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеприведенной правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с учетом фактических установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств продажи товаров указанным организациям, пришли к обоснованному выводу о квалификации сложившихся правоотношений как оптовой торговли на основании договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Является ли оптовой куплей-продажей приобретение бюджетными учреждениями товаров для обеспечения уставной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, проанализировав условия договоров, контрактов, заключенных индивидуальным предпринимателем Давтян Б.Б. с государственными и муниципальными учреждениями по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также во взаимной совокупности с положениями статей 492, 506, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеприведенной правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с учетом фактических установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств продажи товаров указанным организациям, пришли к обоснованному выводу о квалификации сложившихся правоотношений как оптовой торговли на основании договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 24.06.2025)Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ);
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ);
Статья: Медиация как альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений
(Кутарова М.А.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указывается, что досудебное урегулирование спора представляет собой не только формальное направление претензии ответчику, а проведение переговоров, медиации, обращение к финомбудсмену и в государственные органы. Более того, Верховный Суд РФ указывает, что медиация является обязательной, если стороны заключили соглашение о применении процедуры и в течение оговоренного срока обязались не обращаться в суд, с тем чтобы разрешить спорный вопрос указанным образом. Федеральными законами при разрешении предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора в том числе по следующим гражданским делам: о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445 Гражданского кодекса РФ); об изменении и о расторжении договора (ст. 452 Гражданского кодекса РФ); о заключении договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 Гражданского кодекса РФ); об изменении договора коммерческой концессии (ст. 1036 Гражданского кодекса РФ) и по иным видам споров.
(Кутарова М.А.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указывается, что досудебное урегулирование спора представляет собой не только формальное направление претензии ответчику, а проведение переговоров, медиации, обращение к финомбудсмену и в государственные органы. Более того, Верховный Суд РФ указывает, что медиация является обязательной, если стороны заключили соглашение о применении процедуры и в течение оговоренного срока обязались не обращаться в суд, с тем чтобы разрешить спорный вопрос указанным образом. Федеральными законами при разрешении предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора в том числе по следующим гражданским делам: о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445 Гражданского кодекса РФ); об изменении и о расторжении договора (ст. 452 Гражданского кодекса РФ); о заключении договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 Гражданского кодекса РФ); об изменении договора коммерческой концессии (ст. 1036 Гражданского кодекса РФ) и по иным видам споров.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Двусторонние обязательства по закупкам возникают у заказчика и поставщика на основе контракта (договора), заключаемого с тем лицом, которое стало победителем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, или с единственным поставщиком. В данном контексте государственным или муниципальным контрактом называется договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, в силу которого одна сторона - поставщик обязуется поставить товары другой стороне - государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию третьему лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется оплатить поставленные товары либо обеспечить их оплату третьим лицом.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Двусторонние обязательства по закупкам возникают у заказчика и поставщика на основе контракта (договора), заключаемого с тем лицом, которое стало победителем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, или с единственным поставщиком. В данном контексте государственным или муниципальным контрактом называется договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, в силу которого одна сторона - поставщик обязуется поставить товары другой стороне - государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию третьему лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется оплатить поставленные товары либо обеспечить их оплату третьим лицом.
Статья: К дискуссии о претензионном порядке защиты прав
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Похоже, именно к такому выводу склоняется ВС РФ, поскольку в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ N 18 указано, что федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен в том числе по спорам: о заключении договора в обязательном порядке (пункт 1 статьи 445 ГК РФ); о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (часть 3 статьи 619 и статья 625 ГК РФ); о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ); о расторжении договора банковского счета (абзац второй пункта 4 статьи 859 ГК РФ); об изменении договора коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1036 ГК РФ) и др.
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Похоже, именно к такому выводу склоняется ВС РФ, поскольку в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ N 18 указано, что федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен в том числе по спорам: о заключении договора в обязательном порядке (пункт 1 статьи 445 ГК РФ); о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ); о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (часть 3 статьи 619 и статья 625 ГК РФ); о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ); о расторжении договора банковского счета (абзац второй пункта 4 статьи 859 ГК РФ); об изменении договора коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1036 ГК РФ) и др.
Статья: Исполнение обязательств
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение исполнения обязательства, как правило, устанавливается на основании соглашения сторон, но может возникать и в силу закона (например, предусмотренные ст. ст. 488, 489, 532 ГК РФ: залог имущества при продаже товара в кредит (рассрочку); поручительство заказчика при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение исполнения обязательства, как правило, устанавливается на основании соглашения сторон, но может возникать и в силу закона (например, предусмотренные ст. ст. 488, 489, 532 ГК РФ: залог имущества при продаже товара в кредит (рассрочку); поручительство заказчика при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд).
Статья: Сущность и виды поручительства
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Примером поручительства из закона служит юридический состав, включающий: 1) заключение государственного или муниципального контракта, которым предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд; 2) заключение на основе указанного контракта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. При данных обстоятельствах государственный или муниципальный заказчик автоматически становится поручителем по вытекающему из договора поставки денежному обязательству покупателя по оплате товаров (ст. 529, абз. 2 ст. 532 ГК РФ).
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Примером поручительства из закона служит юридический состав, включающий: 1) заключение государственного или муниципального контракта, которым предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд; 2) заключение на основе указанного контракта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. При данных обстоятельствах государственный или муниципальный заказчик автоматически становится поручителем по вытекающему из договора поставки денежному обязательству покупателя по оплате товаров (ст. 529, абз. 2 ст. 532 ГК РФ).
Статья: Теоретические положения о некоторых способах обеспечения исполнения обязательств в частном праве России и Германии
(Захаренко К.О.)
("Современное право", 2024, N 6)В качестве ключевого основания возникновения поручительства рассматриваемая статья закрепляет договор поручительства, однако наряду с договорным поручительством российскому гражданскому праву известно и поручительство, которое возникает в силу закона. Так, ст. 522 ГК РФ устанавливает, что государственный или муниципальный заказчик признается поручителем покупателя при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
(Захаренко К.О.)
("Современное право", 2024, N 6)В качестве ключевого основания возникновения поручительства рассматриваемая статья закрепляет договор поручительства, однако наряду с договорным поручительством российскому гражданскому праву известно и поручительство, которое возникает в силу закона. Так, ст. 522 ГК РФ устанавливает, что государственный или муниципальный заказчик признается поручителем покупателя при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Статья: Психологические аспекты гражданско-правовой сделки
(Богданов Е.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Довольно сложным представляется вопрос о формировании воли сторон в отношении сделок, в которых одна или обе стороны обязаны заключить сделку, например в публичных договорах (ст. 426 ГК РФ). Ну а перечень конкретных публичных договоров весьма обширен. Это, в частности, договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ), договор проката (ст. 626 ГК РФ), договор бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ) и др. Обязанность заключить договор в обязательном порядке предусмотрена и рядом других норм права, например договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ), государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 763 ГК РФ) и др.
(Богданов Е.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Довольно сложным представляется вопрос о формировании воли сторон в отношении сделок, в которых одна или обе стороны обязаны заключить сделку, например в публичных договорах (ст. 426 ГК РФ). Ну а перечень конкретных публичных договоров весьма обширен. Это, в частности, договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ), договор проката (ст. 626 ГК РФ), договор бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ) и др. Обязанность заключить договор в обязательном порядке предусмотрена и рядом других норм права, например договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ), государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 763 ГК РФ) и др.
"Способы обеспечения исполнения договорных обязательств в предпринимательских отношениях: учебное пособие"
(Астапова Т.Ю.)
("Проспект", 2022)Поручительство может возникать на основании закона при наступлении в нем указанных обстоятельств (например, в соответствии со ст. 532 ГК РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя) и договора.
(Астапова Т.Ю.)
("Проспект", 2022)Поручительство может возникать на основании закона при наступлении в нем указанных обстоятельств (например, в соответствии со ст. 532 ГК РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя) и договора.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Начисляется ли неустойка за просрочку поставки на всю сумму госконтракта по Закону N 44-ФЗ, если товар поставляется партиями
(КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении заявленных требований судами обеих инстанций квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения из договора на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы параграфов 1, 3, 4 главы 30 ГК РФ, общие положения ГК РФ об обязательствах, а также нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Начисляется ли неустойка за просрочку поставки на всю сумму госконтракта по Закону N 44-ФЗ, если товар поставляется партиями
(КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении заявленных требований судами обеих инстанций квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения из договора на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы параграфов 1, 3, 4 главы 30 ГК РФ, общие положения ГК РФ об обязательствах, а также нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".