Договор пользования путями необщего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор пользования путями необщего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о навязывании контрагенту невыгодных условий
(КонсультантПлюс, 2025)3. Если к собственнику железнодорожных путей предъявлена претензия о включении в договор условия о посуточной оплате пользования путями необщего пользования:
(КонсультантПлюс, 2025)3. Если к собственнику железнодорожных путей предъявлена претензия о включении в договор условия о посуточной оплате пользования путями необщего пользования:
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 58 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(Арбитражный суд Уральского округа)Из положений статей 55, 58 Устава, п. п. 2.3, 3.7 Правил N 26 следует, что срок уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных путей необщего пользования, за нарушение которого предусмотрена ответственность перевозчика в виде уплаты штрафа, устанавливается перевозчиком и владельцем пути в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с учетом технологии станции примыкания и пути необщего пользования и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции и является обязательным для перевозчика.
(Арбитражный суд Уральского округа)Из положений статей 55, 58 Устава, п. п. 2.3, 3.7 Правил N 26 следует, что срок уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных путей необщего пользования, за нарушение которого предусмотрена ответственность перевозчика в виде уплаты штрафа, устанавливается перевозчиком и владельцем пути в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с учетом технологии станции примыкания и пути необщего пользования и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции и является обязательным для перевозчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения5.5. Является ли договор о передаче за плату в пользование железнодорожных путей необщего пользования договором аренды
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Согласно договору за оказываемую услугу предусмотрена уплата владельцем перевозчику сбора за подачу и уборку вагонов по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива и договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, начисляемой из расчета 2 411 руб./км в сутки за развернутую длину пути перевозчика в размере 0,635 км.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Согласно договору за оказываемую услугу предусмотрена уплата владельцем перевозчику сбора за подачу и уборку вагонов по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива и договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, начисляемой из расчета 2 411 руб./км в сутки за развернутую длину пути перевозчика в размере 0,635 км.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Согласно одному из возможных подходов в качестве потребителя применительно к ст. 426 ГК РФ можно признать как лиц, являющихся потребителями по Закону о защите прав потребителей, так и дополнительно граждан и юридических лиц, которые вправе требовать заключения договора, если полученное предоставление позволит им осуществлять свою деятельность (коммерческую или некоммерческую). Сюда подойдет не только закупка товаров для обустройства офиса, приобретение тепловой или электрической энергии для нормальной работы, но и, например, заключение договоров на использование путей необщего пользования или на использование недвижимости для размещения объектов связи. В отсутствие подобных сделок лицо не смогло бы осуществлять свою основную деятельность. Ключевым аспектом, вероятно, выступает тот факт, что блага, приобретаемые по публичному договору, не должны являться одновременно предоставлением лица по договору со своими собственными клиентами. То есть коммерческая организация не вправе привлечь по публичному договору обязанное лицо в качестве субподрядчика или субисполнителя, выполняющего основное предоставление этой коммерческой организации. Равным образом коммерческая организация не вправе требовать заключения публичного договора, предоставление по которому может быть переадресовано кредитору этой коммерческой организации.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Согласно одному из возможных подходов в качестве потребителя применительно к ст. 426 ГК РФ можно признать как лиц, являющихся потребителями по Закону о защите прав потребителей, так и дополнительно граждан и юридических лиц, которые вправе требовать заключения договора, если полученное предоставление позволит им осуществлять свою деятельность (коммерческую или некоммерческую). Сюда подойдет не только закупка товаров для обустройства офиса, приобретение тепловой или электрической энергии для нормальной работы, но и, например, заключение договоров на использование путей необщего пользования или на использование недвижимости для размещения объектов связи. В отсутствие подобных сделок лицо не смогло бы осуществлять свою основную деятельность. Ключевым аспектом, вероятно, выступает тот факт, что блага, приобретаемые по публичному договору, не должны являться одновременно предоставлением лица по договору со своими собственными клиентами. То есть коммерческая организация не вправе привлечь по публичному договору обязанное лицо в качестве субподрядчика или субисполнителя, выполняющего основное предоставление этой коммерческой организации. Равным образом коммерческая организация не вправе требовать заключения публичного договора, предоставление по которому может быть переадресовано кредитору этой коммерческой организации.
Статья: Мультиплицирование требований оператора железнодорожного подвижного состава в связи с задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Внесение платы за пользование вагонами перевозчика (абз. 1 ст. 62 Устава), равно как уплата штрафа за их задержку (абз. 6 ст. 62 Устава), производится перевозчику либо грузополучателем на основании договора на подачу и уборку вагонов, либо владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию пути необщего пользования. Во второй ситуации грузоотправители (грузополучатели) обязаны компенсировать владельцу пути расходы (абз. 2 ст. 60, абз. 2 ст. 62 Устава).
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Внесение платы за пользование вагонами перевозчика (абз. 1 ст. 62 Устава), равно как уплата штрафа за их задержку (абз. 6 ст. 62 Устава), производится перевозчику либо грузополучателем на основании договора на подачу и уборку вагонов, либо владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию пути необщего пользования. Во второй ситуации грузоотправители (грузополучатели) обязаны компенсировать владельцу пути расходы (абз. 2 ст. 60, абз. 2 ст. 62 Устава).
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Именно наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предоставляет истцу право взыскивать штраф за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой по ст. 62 Устава ЖДТ. Это следует из того, что законодатель не предусматривает возможность взыскания штрафа перевозчиком в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ при отсутствии между ним и грузоотправителем, грузополучателем или владельцем путей необщего пользования договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов. В соответствии со ст. 64 Устава ЖДТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Именно наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предоставляет истцу право взыскивать штраф за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой по ст. 62 Устава ЖДТ. Это следует из того, что законодатель не предусматривает возможность взыскания штрафа перевозчиком в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ при отсутствии между ним и грузоотправителем, грузополучателем или владельцем путей необщего пользования договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов. В соответствии со ст. 64 Устава ЖДТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.