Договор о правовой помощи Россия казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о правовой помощи Россия казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о применении международных договоров о правовой помощи
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г., ее участники - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г., ее участники - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
Нормативные акты
"Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества"
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)5. Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25 марта 1998 года.
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)5. Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25 марта 1998 года.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Таким образом, при отсутствии исполнительного документа, наличие которого предусмотрено статьей 8 Соглашения 1992 года, суд первой инстанции должен был оставить заявление о признании и приведении в исполнение судебного решения, вынесенного в Республике Казахстан, без движения и установить срок, в течение которого заявитель должен представить исполнительный документ. В случае непредставления исполнительного документа в установленный срок суд должен был возвратить заявление на основании части 4 статьи 128 АПК РФ.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Таким образом, при отсутствии исполнительного документа, наличие которого предусмотрено статьей 8 Соглашения 1992 года, суд первой инстанции должен был оставить заявление о признании и приведении в исполнение судебного решения, вынесенного в Республике Казахстан, без движения и установить срок, в течение которого заявитель должен представить исполнительный документ. В случае непредставления исполнительного документа в установленный срок суд должен был возвратить заявление на основании части 4 статьи 128 АПК РФ.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Наиболее значимым многосторонним международным договором России по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированная Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 452-ФЗ. Участниками названной Конвенции наряду с Россией являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Наиболее значимым многосторонним международным договором России по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированная Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 452-ФЗ. Участниками названной Конвенции наряду с Россией являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
Статья: Правовая помощь по делам об административных правонарушениях и другие виды правовой помощи
(Нестерова А.В.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 2)В ст. 20 Устава СНГ предусмотрено, что государства-члены осуществляют сотрудничество в области права, в частности путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи, и способствуют сближению национального законодательства. В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующими отношения в сферах совместной деятельности, государства-члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.
(Нестерова А.В.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 2)В ст. 20 Устава СНГ предусмотрено, что государства-члены осуществляют сотрудничество в области права, в частности путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи, и способствуют сближению национального законодательства. В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующими отношения в сферах совместной деятельности, государства-члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.
Статья: Применение национальными судами международных договоров Российской Федерации
(Чуркина Л.М.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Следует отметить, что российские суды ссылаются и на другие международные правовые акты, кроме Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, в ряде дел Арбитражный суд Амурской области на основании общих принципов и общих правил, установленных ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года <16> и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 года <17>, ч. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 258-ФЗ <18>, оценивал доводы таможенного органа по определению действительной стоимости ввозимых товаров для таможенных целей <19>. Этим же арбитражным судом применялись Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам <20>, а также Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов <21> при оценке довода таможенного органа о том, что экспортная декларация не может рассматриваться судом в качестве доказательства, в связи с тем что заявителем не представлены доказательства легализации данного документа в установленном порядке.
(Чуркина Л.М.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Следует отметить, что российские суды ссылаются и на другие международные правовые акты, кроме Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, в ряде дел Арбитражный суд Амурской области на основании общих принципов и общих правил, установленных ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года <16> и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 года <17>, ч. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 258-ФЗ <18>, оценивал доводы таможенного органа по определению действительной стоимости ввозимых товаров для таможенных целей <19>. Этим же арбитражным судом применялись Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам <20>, а также Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов <21> при оценке довода таможенного органа о том, что экспортная декларация не может рассматриваться судом в качестве доказательства, в связи с тем что заявителем не представлены доказательства легализации данного документа в установленном порядке.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)При этом существует ограничение, заключающееся в отсутствии законодательной базы, что значительно осложняет процесс оперативного внедрения технологии блокчейн и СК. Поэтому они внедряются постепенно, по отдельным сферам (в Республике Казахстан - государственное управление, в Азербайджанской Республике - жилищно-коммунальное хозяйство).
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)При этом существует ограничение, заключающееся в отсутствии законодательной базы, что значительно осложняет процесс оперативного внедрения технологии блокчейн и СК. Поэтому они внедряются постепенно, по отдельным сферам (в Республике Казахстан - государственное управление, в Азербайджанской Республике - жилищно-коммунальное хозяйство).
Статья: Гражданское судопроизводство с участием иностранных лиц в Китае
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)До конца 2020 г. Китаем были заключены двусторонние межгосударственные договоры о взаимном оказании гражданской правовой помощи с 38 государствами <11>. Тридцать четыре из этих государств (Франция, Польша, Монголия, Румыния, Россия, Беларусь, Испания, Украина, Куба, Италия, Египет, Болгария, Турция, Казахстан, Кипр, Греция, Венгрия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Марокко, Вьетнам, Тунис, Лаос, Литва, Северная Корея, ОАЭ, Кувейт, Бразилия, Аргентина, Перу, Алжир, Босния и Герцеговина, Эфиопия) заключили с Китаем соглашения о взаимном признании и исполнении судебных решений <12>.
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)До конца 2020 г. Китаем были заключены двусторонние межгосударственные договоры о взаимном оказании гражданской правовой помощи с 38 государствами <11>. Тридцать четыре из этих государств (Франция, Польша, Монголия, Румыния, Россия, Беларусь, Испания, Украина, Куба, Италия, Египет, Болгария, Турция, Казахстан, Кипр, Греция, Венгрия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Марокко, Вьетнам, Тунис, Лаос, Литва, Северная Корея, ОАЭ, Кувейт, Бразилия, Аргентина, Перу, Алжир, Босния и Герцеговина, Эфиопия) заключили с Китаем соглашения о взаимном признании и исполнении судебных решений <12>.