Дисциплинарное взыскание генеральному директору
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарное взыскание генеральному директору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Оформление привлечения работников к дисциплинарной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)12. Оформление привлечения к дисциплинарной ответственности. Совершение дисциплинарных проступков руководством, представителем организации
(КонсультантПлюс, 2025)12. Оформление привлечения к дисциплинарной ответственности. Совершение дисциплинарных проступков руководством, представителем организации
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""По смыслу положений, содержащихся в п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 47, ч. 3, 4, 9 ст. 51 Федерального закона N 324-ФЗ, п. 237 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 50, приложении N 43 к этому Порядку, дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем в пределах предоставленных им прав."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 51 "Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что истец фактически дважды была привлечена к дисциплинарной ответственности за одно и то же нарушение, так как вынесенный в отношении нее приказ об увольнении со службы из органов внутренних дел является повторным наказанием, ввиду чего противоречит действующему законодательству, несостоятельны, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вышестоящий руководитель (начальник) вправе изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, что закреплено также в пункте 44 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" и имело место в настоящем случае."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовПриказ о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания. Нарушение руководителем организации трудового законодательства >>>
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)6.4. Как привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)6.4. Как привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя организации
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников
(ред. от 29.09.2025)Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Руководитель. Особенности трудовых отношений4. Сроки применения дисциплинарного взыскания к руководителю
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В то же время мы считаем правильным оставить в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" норму части первой статьи 59, согласно которой гражданский служащий сам может инициировать проведение служебной проверки, если полагает, что привлечение его к дисциплинарной ответственности является необоснованным или несправедливым. Однако такая возможность должна быть ему предоставлена в рамках внутреннего внесудебного обжалования наложенного дисциплинарного взыскания. Именно поэтому мы считаем правильным в рамках распределительной системы организации дисциплинарной власти предоставить представителю нанимателя право пересматривать решения о применении дисциплинарных взысканий руководителями структурных подразделений.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В то же время мы считаем правильным оставить в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" норму части первой статьи 59, согласно которой гражданский служащий сам может инициировать проведение служебной проверки, если полагает, что привлечение его к дисциплинарной ответственности является необоснованным или несправедливым. Однако такая возможность должна быть ему предоставлена в рамках внутреннего внесудебного обжалования наложенного дисциплинарного взыскания. Именно поэтому мы считаем правильным в рамках распределительной системы организации дисциплинарной власти предоставить представителю нанимателя право пересматривать решения о применении дисциплинарных взысканий руководителями структурных подразделений.
Ситуация: Как могут отчислить из вуза?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Применение к обучающемуся отчисления в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя образовательной организации, либо исполняющего обязанности руководителя, либо иного должностного лица, уполномоченного руководителем или исполняющим обязанности руководителя, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия обучающегося в образовательной организации (п. 10 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Применение к обучающемуся отчисления в качестве меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя образовательной организации, либо исполняющего обязанности руководителя, либо иного должностного лица, уполномоченного руководителем или исполняющим обязанности руководителя, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия обучающегося в образовательной организации (п. 10 Порядка).
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
Статья: Руководитель организации и орган юридического лица: единство сущности и противоречия
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Что касается привлечения руководителя организации к трудоправовой дисциплинарной ответственности, то гл. 43 ТК РФ не содержит изъятий из общих правил привлечения к таковой иных работников. Однако имеются специальные основания привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 362 ТК РФ руководители, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК и иными федеральными законами. Статья 195 ТК РФ налагает на работодателя обязанность рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения, установив факт нарушения, применить к руководителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения и сообщить о результатах в представительный орган работников. Такое заявление адресуется органу юридического лица - работодателя, принимающему решение об избрании и назначении единоличного исполнительного органа в соответствии с законодательством и уставом. Соответствующая правоприменительная практика по понятным причинам не распространена.
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Что касается привлечения руководителя организации к трудоправовой дисциплинарной ответственности, то гл. 43 ТК РФ не содержит изъятий из общих правил привлечения к таковой иных работников. Однако имеются специальные основания привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 362 ТК РФ руководители, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК и иными федеральными законами. Статья 195 ТК РФ налагает на работодателя обязанность рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения, установив факт нарушения, применить к руководителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения и сообщить о результатах в представительный орган работников. Такое заявление адресуется органу юридического лица - работодателя, принимающему решение об избрании и назначении единоличного исполнительного органа в соответствии с законодательством и уставом. Соответствующая правоприменительная практика по понятным причинам не распространена.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Регламент к координационным и контрольным полномочиям министра относит: утверждение планов и показателей работы подведомственных органов; внесение в Правительство РФ проектов положений об этих органах, предложений по их штатной численности и фонду оплаты труда; внесение в Минфин России предложений по бюджетному финансированию службы и агентств; направление поручений; приостановление или отмену решений службы или агентства; назначение на должности (освобождение от должности) руководителей; направление в Правительство РФ представлений о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей службы или агентств, об их поощрении, награждении, о премировании, установлении надбавок к должностным окладам. Решать эти вопросы он может и самостоятельно в пределах своей компетенции и т.д. Перечисленные полномочия имеют отдаленное отношение к контролю.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Регламент к координационным и контрольным полномочиям министра относит: утверждение планов и показателей работы подведомственных органов; внесение в Правительство РФ проектов положений об этих органах, предложений по их штатной численности и фонду оплаты труда; внесение в Минфин России предложений по бюджетному финансированию службы и агентств; направление поручений; приостановление или отмену решений службы или агентства; назначение на должности (освобождение от должности) руководителей; направление в Правительство РФ представлений о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей службы или агентств, об их поощрении, награждении, о премировании, установлении надбавок к должностным окладам. Решать эти вопросы он может и самостоятельно в пределах своей компетенции и т.д. Перечисленные полномочия имеют отдаленное отношение к контролю.
Вопрос: В организации предусмотрено лишение премии по итогам месяца в связи с дисциплинарным взысканием. Вправе ли исполняющий обязанности руководителя применять дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора к работникам? Правомерна ли отмена данного дисциплинарного взыскания руководителем на момент начисления премии?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: В организации в локальном акте предусмотрено лишение премии по итогам месяца в связи с дисциплинарным взысканием. Имеет ли право исполняющий обязанности руководителя применять дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора к работникам без согласования с директором? Правомерна ли отмена данного дисциплинарного взыскания руководителем на момент начисления премии по итогам месяца?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: В организации в локальном акте предусмотрено лишение премии по итогам месяца в связи с дисциплинарным взысканием. Имеет ли право исполняющий обязанности руководителя применять дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора к работникам без согласования с директором? Правомерна ли отмена данного дисциплинарного взыскания руководителем на момент начисления премии по итогам месяца?
Статья: Приказ о дисциплинарном взыскании (форма, содержание, составление)
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)По общему правилу у работодателей - юридических лиц правом подписания приказов о применении дисциплинарного взыскания наделен единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, президент, председатель правления и т.п.), который действует без доверенности. Допускается делегирование полномочий на привлечение работников к дисциплинарной ответственности (и, соответственно, подписание приказов) другим должностным лицам, например заместителям руководителя. Должностные лица, которым делегированы соответствующие полномочия, действуют на основании локальных нормативных актов, доверенностей.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)По общему правилу у работодателей - юридических лиц правом подписания приказов о применении дисциплинарного взыскания наделен единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, президент, председатель правления и т.п.), который действует без доверенности. Допускается делегирование полномочий на привлечение работников к дисциплинарной ответственности (и, соответственно, подписание приказов) другим должностным лицам, например заместителям руководителя. Должностные лица, которым делегированы соответствующие полномочия, действуют на основании локальных нормативных актов, доверенностей.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Из других норм Положения можно сделать вывод о том, что полномочный представитель в определенной мере подотчетен также и Руководителю Администрации Президента РФ, который, в частности, определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента. В своей деятельности полномочный представитель руководствует как Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, так и распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента РФ. В п. 9 Положения сказано, что координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ (напомним, что ранее это поручалось Контрольному управлению Президента, и тем самым как бы косвенно имела место ориентация на контролирующее начало в отношениях полномочного представителя и субъектов - важное, но постепенно все же уступающее место организационным связям). Согласно п. 10 Руководитель Администрации Президента РФ утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя. Назначение на должность заместителей полномочных представителей, помощников полномочных представителей, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента РФ.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Из других норм Положения можно сделать вывод о том, что полномочный представитель в определенной мере подотчетен также и Руководителю Администрации Президента РФ, который, в частности, определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента. В своей деятельности полномочный представитель руководствует как Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, так и распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента РФ. В п. 9 Положения сказано, что координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ (напомним, что ранее это поручалось Контрольному управлению Президента, и тем самым как бы косвенно имела место ориентация на контролирующее начало в отношениях полномочного представителя и субъектов - важное, но постепенно все же уступающее место организационным связям). Согласно п. 10 Руководитель Администрации Президента РФ утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя. Назначение на должность заместителей полномочных представителей, помощников полномочных представителей, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента РФ.