Деятельность ЖСК
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность ЖСК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 161 "Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом" ЖК РФПоскольку деятельность ЖСК "Заводской" по управлению многоквартирным домом не подлежит лицензированию, вынесения отдельного решения о внесении в реестр изменений в отношении заявителя не требовалось."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 123.2. Государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива
(ред. от 04.11.2025)Статья 123.2. Государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива
Статья: Актуальные проблемы развития жилищного законодательства: к 20-летию введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В Жилищном кодексе РФ (п. 9 ч. 1 ст. 4) указано, что все отношения по созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов отнесены к предмету ведения данного Кодекса, его нормы не отражают реального положения дел с жилищно-строительными кооперативами, в нем не отражено, что фактически в настоящее время могут образовываться и строить многоквартирные дома только ЖСК с господдержкой, остальные лишены возможности привлекать средства новых участников без выделения кооперативу бесплатного земельного участка <6>. Когда Кодекс принимался, то исходили из того, что ЖСК вообще не должны заниматься управлением многоквартирными домами, а должны преобразовываться в ТСЖ после завершения строительства дома, в последующем такое положение было исключено из Федерального закона "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" под влиянием позиции Конституционного Суда РФ. Однако нормы Кодекса о ЖСК не были адаптированы к стадии управления многоквартирным домом. В частности, в большинстве ЖСК общее собрание проводится так, как это предусмотрено уставом, допускается собрание только членов ЖСК и даже конференция, хотя в современных домах ЖСК при смене собственников новые в него не вступают или ЖСК их не принимает, устанавливая заградительный порядок вступления. В ЖСК, как правило, игнорируется требование о ежегодном проведении общего собрания всех собственников многоквартирного дома, не учитывается, что по большинству вопросов, перечисленных в ст. 44 ЖК РФ, надо проводить именно общее собрание собственников, а не членов ЖСК, причем голосование по поставленным вопросам должно проводиться не по количеству членов, а по правилам ст. 48 ЖК РФ, в силу которой у каждого собственника количество голосов пропорционально доле в общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Нормы об управлении многоквартирным домом ЖСК следует пересмотреть, приблизив порядок деятельности ЖСК к порядку, предусмотренному для ТСЖ без преобразования одной организации в другую.
Готовое решение: Как заполнить форму N 11 за 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2023)организации потребкооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер. К ним относятся садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и др.
(КонсультантПлюс, 2023)организации потребкооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер. К ним относятся садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и др.
Готовое решение: Как заполнить форму N 11
(КонсультантПлюс, 2025)организации потребкооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер. К ним относятся садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и др.
(КонсультантПлюс, 2025)организации потребкооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер. К ним относятся садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и др.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важной функцией органа регионального государственного контроля (надзора) является контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома. В ст. 20 ЖК РФ говорится об осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля. Предусмотренные указанной статьей надзор и контроль осуществляются уже после окончания строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод. В ч. 2 ст. 123.3 ЖК РФ предусмотрено, что предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных ч. 3 ст. 110 ЖК РФ, согласно которой члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Исключение составляет последующее (после сдачи в эксплуатацию) содержание многоквартирного дома. Кроме того, в предмет регионального государственного контроля (надзора) входит и соблюдение правил ст. 123.1 ЖК РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важной функцией органа регионального государственного контроля (надзора) является контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома. В ст. 20 ЖК РФ говорится об осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля. Предусмотренные указанной статьей надзор и контроль осуществляются уже после окончания строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод. В ч. 2 ст. 123.3 ЖК РФ предусмотрено, что предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных ч. 3 ст. 110 ЖК РФ, согласно которой члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Исключение составляет последующее (после сдачи в эксплуатацию) содержание многоквартирного дома. Кроме того, в предмет регионального государственного контроля (надзора) входит и соблюдение правил ст. 123.1 ЖК РФ.
Статья: Форма и стороны договора управления многоквартирным домом как элементы юридического состава его заключения
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)В-третьих, стороной ДУ могут быть товарищества собственников жилья или жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖСК) как юридическое лицо <18> - в случае принятия такого решения органом управления ТСЖ <19>, ЖСК <20> (п. 1 ч. 1 ст. 137, п. 4 ст. 148, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ). При этом использование в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ слов "по заданию... органов управления" ТСЖ, ЖСК в ч. 2 ст. 162 ЖК РФ не означает, что стороной ДУ является орган управления ТСЖ или ЖСК. Юридическая шероховатость в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, безусловно, налицо. "По заданию..." целесообразно понимать в широком контексте как принятие решения и формулирование условий ДУ органом управления ТСЖ, ЖСК, согласование с УО и заключение ДУ, конечно, организацией, товариществом (п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ) или кооперативом путем подписания ДУ председателем правления ТСЖ (п. 4 ст. 148 ЖК РФ) или председателем правления ЖКС. Поскольку положения разд. V ЖК РФ регулируют деятельность ЖСК иначе, нежели положения разд. IV ЖК РФ о ТСЖ, то отдельные положения разд. IV ЖК РФ об органах управления ТСЖ логично могут быть применены к органам управления ЖСК по аналогии (ст. 7 ЖК РФ).
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)В-третьих, стороной ДУ могут быть товарищества собственников жилья или жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖСК) как юридическое лицо <18> - в случае принятия такого решения органом управления ТСЖ <19>, ЖСК <20> (п. 1 ч. 1 ст. 137, п. 4 ст. 148, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ). При этом использование в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ слов "по заданию... органов управления" ТСЖ, ЖСК в ч. 2 ст. 162 ЖК РФ не означает, что стороной ДУ является орган управления ТСЖ или ЖСК. Юридическая шероховатость в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, безусловно, налицо. "По заданию..." целесообразно понимать в широком контексте как принятие решения и формулирование условий ДУ органом управления ТСЖ, ЖСК, согласование с УО и заключение ДУ, конечно, организацией, товариществом (п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ) или кооперативом путем подписания ДУ председателем правления ТСЖ (п. 4 ст. 148 ЖК РФ) или председателем правления ЖКС. Поскольку положения разд. V ЖК РФ регулируют деятельность ЖСК иначе, нежели положения разд. IV ЖК РФ о ТСЖ, то отдельные положения разд. IV ЖК РФ об органах управления ТСЖ логично могут быть применены к органам управления ЖСК по аналогии (ст. 7 ЖК РФ).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТСЖ, УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Готовое решение: Когда организации применяют ККТ и в каких случаях могут работать без нее
(КонсультантПлюс, 2025)оказание услуг в рамках уставной деятельности ТСН (в том числе ТСЖ, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами своим членам, а также расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1.
(КонсультантПлюс, 2025)оказание услуг в рамках уставной деятельности ТСН (в том числе ТСЖ, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами своим членам, а также расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1.
Статья: Жилищные, жилищно-строительные и жилищные накопительные кооперативы: сравнительно-правовая характеристика и недопустимость смешения понятий
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)В соотношении правового статуса ЖСК и ЖНК и кроется ловушка для граждан. Эти кооперативы обязательно нужно различать. За 18 лет действия правовых норм, регулирующих деятельность ЖСК и ЖНК, нам неоднократно приходилось знакомиться с учредительными документами так называемых жилищно-строительных кооперативов и ни один из уставов не соответствовал требованиям закона. Все попадавшиеся нам кооперативы назывались ЖСК, но представляли собой накопительные кооперативы. Это обусловлено тем, что застройщики (зачастую добросовестные) не заинтересованы в заключении с гражданами договоров участия в долевом строительстве. Слишком высока ответственность по этому договору, непомерны, с точки зрения застройщика, требования, предъявляемые к нему как к стороне указанного договора. Единственная законная альтернатива - это ЖСК. Но создавать ЖСК как кооператив одного дома застройщику невыгодно: можно в любой момент утратить корпоративный контроль над ЖСК, что неизбежно приведет к хаосу в деятельности застройщика и неблагоприятным для него последствиям в виде давления на него правления кооператива.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)В соотношении правового статуса ЖСК и ЖНК и кроется ловушка для граждан. Эти кооперативы обязательно нужно различать. За 18 лет действия правовых норм, регулирующих деятельность ЖСК и ЖНК, нам неоднократно приходилось знакомиться с учредительными документами так называемых жилищно-строительных кооперативов и ни один из уставов не соответствовал требованиям закона. Все попадавшиеся нам кооперативы назывались ЖСК, но представляли собой накопительные кооперативы. Это обусловлено тем, что застройщики (зачастую добросовестные) не заинтересованы в заключении с гражданами договоров участия в долевом строительстве. Слишком высока ответственность по этому договору, непомерны, с точки зрения застройщика, требования, предъявляемые к нему как к стороне указанного договора. Единственная законная альтернатива - это ЖСК. Но создавать ЖСК как кооператив одного дома застройщику невыгодно: можно в любой момент утратить корпоративный контроль над ЖСК, что неизбежно приведет к хаосу в деятельности застройщика и неблагоприятным для него последствиям в виде давления на него правления кооператива.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Ссылка на несоответствие сделки уставу ЖСК едва ли может быть принята, поскольку строительство мансарды не настолько выходит за пределы целей деятельности ЖСК, чтобы лишь на этом основании можно было аннулировать договор.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Ссылка на несоответствие сделки уставу ЖСК едва ли может быть принята, поскольку строительство мансарды не настолько выходит за пределы целей деятельности ЖСК, чтобы лишь на этом основании можно было аннулировать договор.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.