Деятельность банковского платежного агента
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность банковского платежного агента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Статья: Сложные вопросы заполнения отчетности по форме 0409265
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<1> Сведения о счетах клиентов кредитной организации и переводах денежных средств, проведенных кредитной организацией, а также о деятельности банковских платежных агентов (субагентов) (Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации").
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<1> Сведения о счетах клиентов кредитной организации и переводах денежных средств, проведенных кредитной организацией, а также о деятельности банковских платежных агентов (субагентов) (Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации").
Статья: Защита прав потребителей в современном российском гражданском праве
(Шерстобитов А.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В пункте 3 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей императивными нормами определяется момент исполнения потребителем денежного обязательства в зависимости от вида платежа. Так, при оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами он определяется моментом внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, а при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета денежное обязательство считается исполненным с момента внесения им наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Если оплата товаров (работ, услуг) осуществляется путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, то исполнение денежного обязательства определяется моментом подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
(Шерстобитов А.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В пункте 3 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей императивными нормами определяется момент исполнения потребителем денежного обязательства в зависимости от вида платежа. Так, при оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами он определяется моментом внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, а при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета денежное обязательство считается исполненным с момента внесения им наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Если оплата товаров (работ, услуг) осуществляется путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, то исполнение денежного обязательства определяется моментом подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
Последние изменения: Патентная система налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешено применять ПСН в отношении деятельности банковских платежных агентов в торговых сетях сельских поселений.
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешено применять ПСН в отношении деятельности банковских платежных агентов в торговых сетях сельских поселений.
Вопрос: О ПСН в отношении деятельности по приему платежей физлиц банковскими платежными агентами при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-11-10/71731)Вопрос: О ПСН в отношении деятельности по приему платежей физлиц банковскими платежными агентами при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-11-10/71731)Вопрос: О ПСН в отношении деятельности по приему платежей физлиц банковскими платежными агентами при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)осуществления деятельности банковского платежного агента. Указание на данный вид деятельности включено с 12 октября 2020 г. упомянутым выше Законом 2020 г. N 196-ФЗ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)осуществления деятельности банковского платежного агента. Указание на данный вид деятельности включено с 12 октября 2020 г. упомянутым выше Законом 2020 г. N 196-ФЗ;
Статья: Ломбарды в Российской Федерации и методика анализа их деятельности
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- осуществление деятельности банковского платежного агента;
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- осуществление деятельности банковского платежного агента;
Статья: Приходный кассовый ордер и кассовая книга при работе в ночное время
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.