Деприватизация
Подборка наиболее важных документов по запросу Деприватизация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неквалифицированный инвестор перед лицом деприватизации
(Пилинцов А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)"Хозяйство и право", 2025, N 9
(Пилинцов А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)"Хозяйство и право", 2025, N 9
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1
(ред. от 11.06.2021)
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
(ред. от 11.06.2021)
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Интервью: Задача соседского права - заставить считаться с интересами соседей и до разумных пределов переносить неудобства, которые причиняет соседство
("Закон", 2024, N 10)- Это движение из крайности в крайность. Когда-то для того, чтобы не пересматривать результаты приватизации, срок исковой давности для признания сделки ничтожной сократили с десяти лет до трех. Теперь тенденция другая. Я как цивилист считаю, что частная собственность неприкосновенна. Если срок давности истек, никаких покушений на право собственности быть не может. Иначе зачем этот институт? Срок давности очищает право. Это защита устойчивости оборота, защита прав наследников. Я столкнулась на практике с ситуацией, когда муниципалитет продал на торгах всю систему газовых сетей частному собственнику, он вложился в ее развитие и стал сдавать в аренду городу и газоснабжающим компаниям, а через десять лет вдруг выяснилось, что город ошибочно продал государственное имущество, которое продавать не имел права, и сделку признали ничтожной. По сути, это тоже завуалированная деприватизация. Очень спорный момент. С одной стороны, общегородское имущество вроде как не должно находиться в частной собственности, с другой - передача такого имущества частному лицу снимает с государства риски владения, расходы на поддержание имущества, и если частное лицо не допускает злоупотреблений, есть ли основания ставить его право под сомнение?
("Закон", 2024, N 10)- Это движение из крайности в крайность. Когда-то для того, чтобы не пересматривать результаты приватизации, срок исковой давности для признания сделки ничтожной сократили с десяти лет до трех. Теперь тенденция другая. Я как цивилист считаю, что частная собственность неприкосновенна. Если срок давности истек, никаких покушений на право собственности быть не может. Иначе зачем этот институт? Срок давности очищает право. Это защита устойчивости оборота, защита прав наследников. Я столкнулась на практике с ситуацией, когда муниципалитет продал на торгах всю систему газовых сетей частному собственнику, он вложился в ее развитие и стал сдавать в аренду городу и газоснабжающим компаниям, а через десять лет вдруг выяснилось, что город ошибочно продал государственное имущество, которое продавать не имел права, и сделку признали ничтожной. По сути, это тоже завуалированная деприватизация. Очень спорный момент. С одной стороны, общегородское имущество вроде как не должно находиться в частной собственности, с другой - передача такого имущества частному лицу снимает с государства риски владения, расходы на поддержание имущества, и если частное лицо не допускает злоупотреблений, есть ли основания ставить его право под сомнение?
Ситуация: Кто и в каких случаях может опечатать квартиру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность (за исключением деприватизации);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность (за исключением деприватизации);
Статья: К вопросу об экономико-правовом регулировании интеграции Российской Федерации с дружественными странами
(Ихаров М.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В то время как второе направление в большей степени сопряжено с законодательством иностранных государств и нормами международного права, в силу чего обеспечиваться может преимущественно за счет всеобъемлющей двухсторонней и многосторонней дипломатической и правовой работы в этих направлениях, привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию должно стимулироваться за счет обеспечения их безопасности и сохранности, а также достаточного уровня их рентабельности. Последнее возможно обеспечить лишь в условиях прогнозируемого и стабильного роста экономики, благоприятных правовых режимов и приверженности принципам законности. В частности, как представляется, значительные риски невозвратности инвестиций (в том числе иностранных) продуцируются последними тенденциями "деприватизации" акций отдельных эмитентов от лиц, являющихся зачастую их добросовестными приобретателями с публичных торгов <6>. В условиях, когда возрастают риски нарушения прав и законных интересов инвесторов, - стимулировать посредством правовых механизмов рост иностранных инвестиций представляется нетривиальной задачей, а следовательно, вести работу необходимо не только в рамках нормотворческого процесса, но и комплексно оценивать целесообразность тех или иных подходов к правоприменению.
(Ихаров М.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В то время как второе направление в большей степени сопряжено с законодательством иностранных государств и нормами международного права, в силу чего обеспечиваться может преимущественно за счет всеобъемлющей двухсторонней и многосторонней дипломатической и правовой работы в этих направлениях, привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию должно стимулироваться за счет обеспечения их безопасности и сохранности, а также достаточного уровня их рентабельности. Последнее возможно обеспечить лишь в условиях прогнозируемого и стабильного роста экономики, благоприятных правовых режимов и приверженности принципам законности. В частности, как представляется, значительные риски невозвратности инвестиций (в том числе иностранных) продуцируются последними тенденциями "деприватизации" акций отдельных эмитентов от лиц, являющихся зачастую их добросовестными приобретателями с публичных торгов <6>. В условиях, когда возрастают риски нарушения прав и законных интересов инвесторов, - стимулировать посредством правовых механизмов рост иностранных инвестиций представляется нетривиальной задачей, а следовательно, вести работу необходимо не только в рамках нормотворческого процесса, но и комплексно оценивать целесообразность тех или иных подходов к правоприменению.
Статья: Современные тенденции в области верховенства права
(Дедов Д.И.)
("Современное право", 2025, N 2)Это меняет природу и цели вмешательства: борьба с коррупцией превращается в деприватизацию, прикрываемую антикоррупционными мерами с применением антикоррупционного законодательства. Выясняется, что все, что делали бизнесмены для занятия публичных должностей, не удовлетворяет власть 30 лет спустя, и она желает отнять их собственность без выплаты компенсации. В результате собственники в отсутствие срока давности остались без судебной защиты. Такой откровенный грабеж случается в истории нечасто, и каждый такой случай является ударом по верховенству права. Это выглядит особенно вызывающе на фоне освобождения нынешнего поколения чиновников от декларирования имущества, что исключает применение ст. 235 ГК РФ о конфискации излишков неясного происхождения в качестве антикоррупционной меры.
(Дедов Д.И.)
("Современное право", 2025, N 2)Это меняет природу и цели вмешательства: борьба с коррупцией превращается в деприватизацию, прикрываемую антикоррупционными мерами с применением антикоррупционного законодательства. Выясняется, что все, что делали бизнесмены для занятия публичных должностей, не удовлетворяет власть 30 лет спустя, и она желает отнять их собственность без выплаты компенсации. В результате собственники в отсутствие срока давности остались без судебной защиты. Такой откровенный грабеж случается в истории нечасто, и каждый такой случай является ударом по верховенству права. Это выглядит особенно вызывающе на фоне освобождения нынешнего поколения чиновников от декларирования имущества, что исключает применение ст. 235 ГК РФ о конфискации излишков неясного происхождения в качестве антикоррупционной меры.
Статья: Эволюция применения отдельных способов защиты права государственной собственности
(Берилло М.С.)
("Юрист", 2025, N 4)Отдельными авторами изменение подхода судов по применению ст. 200 и 302 ГК РФ при истребовании уполномоченными органами государственного имущества из незаконного владения оценивается критически и называется деприватизацией, при этом данному термину придается исключительно отрицательная окраска <4>. Такое отношение связано с тем, что авторы в выводах судов относительно сроков исковой давности усматривают предпосылки увеличения срока исковой давности для дел о виндикации государством приватизированного с нарушениями имущества. Представляется, что ни о каком увеличении срока исковой давности по такой категории дел речи не идет, вопрос лишь в определении момента исчисления данного срока. Последствия истечения срока исковой давности, начало которого манипулятивным путем отнесено на далекое прошлое, не должны служить инструментом прикрытия допущенных нарушений закона при выбытии имущества из государственного владения в ходе приватизации.
(Берилло М.С.)
("Юрист", 2025, N 4)Отдельными авторами изменение подхода судов по применению ст. 200 и 302 ГК РФ при истребовании уполномоченными органами государственного имущества из незаконного владения оценивается критически и называется деприватизацией, при этом данному термину придается исключительно отрицательная окраска <4>. Такое отношение связано с тем, что авторы в выводах судов относительно сроков исковой давности усматривают предпосылки увеличения срока исковой давности для дел о виндикации государством приватизированного с нарушениями имущества. Представляется, что ни о каком увеличении срока исковой давности по такой категории дел речи не идет, вопрос лишь в определении момента исчисления данного срока. Последствия истечения срока исковой давности, начало которого манипулятивным путем отнесено на далекое прошлое, не должны служить инструментом прикрытия допущенных нарушений закона при выбытии имущества из государственного владения в ходе приватизации.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Напротив, нельзя усмотреть превалирование публичного интереса над частным в ситуации, когда бенефициар выкупа считает, что будет управлять неким бизнес-предприятием лучше, чем это делает текущий собственник, поэтому изъятие в данном случае не должно допускаться. Во-первых, предпринимательская деятельность носит рисковый характер, поэтому никто (даже государство) не может дать гарантии, что он будет вести бизнес успешно. Во-вторых, если допустить выкуп в таких ситуациях, то этот механизм станет удобным способом прикрытия для осуществления рейдерских захватов и деприватизации экономики.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Напротив, нельзя усмотреть превалирование публичного интереса над частным в ситуации, когда бенефициар выкупа считает, что будет управлять неким бизнес-предприятием лучше, чем это делает текущий собственник, поэтому изъятие в данном случае не должно допускаться. Во-первых, предпринимательская деятельность носит рисковый характер, поэтому никто (даже государство) не может дать гарантии, что он будет вести бизнес успешно. Во-вторых, если допустить выкуп в таких ситуациях, то этот механизм станет удобным способом прикрытия для осуществления рейдерских захватов и деприватизации экономики.
Статья: Проблемы правового обеспечения реализации мер по вовлечению в оборот заброшенных сельхозугодий и невостребованных земельных долей
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Таким образом, решение проблемы неиспользуемых и невостребованных сельхозугодий, в том числе реализация соответствующей государственной программы и новые правила деприватизации невостребованных долей, было подготовлено с учетом выявленных ранее недостатков в функционировании механизма работы по вовлечению в оборот заброшенных сельхозугодий и невостребованных земельных долей. Несомненно, эти новации в сельскохозяйственном землепользовании должны стать началом нового этапа его правового регулирования. Однако для решения указанных в статье проблем, касающихся неиспользуемых и невостребованных сельхозугодий, даже при наличии усовершенствованной правовой базы землеустройства необходима комплексность законодательного обеспечения. В противном случае это может привести к появлению новых проблем в российском АПК.
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Таким образом, решение проблемы неиспользуемых и невостребованных сельхозугодий, в том числе реализация соответствующей государственной программы и новые правила деприватизации невостребованных долей, было подготовлено с учетом выявленных ранее недостатков в функционировании механизма работы по вовлечению в оборот заброшенных сельхозугодий и невостребованных земельных долей. Несомненно, эти новации в сельскохозяйственном землепользовании должны стать началом нового этапа его правового регулирования. Однако для решения указанных в статье проблем, касающихся неиспользуемых и невостребованных сельхозугодий, даже при наличии усовершенствованной правовой базы землеустройства необходима комплексность законодательного обеспечения. В противном случае это может привести к появлению новых проблем в российском АПК.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 2024 г. N 49-П
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Между тем указанное предположение получило настолько широкое распространение, что Конституционный Суд РФ в принятом Постановлении от 31 октября 2024 г. N 49-П был вынужден прямо указать, что изложенные в нем позиции не распространяются на иные иски, предъявляемые прокурорами, в том числе на иски, основанные на нарушении порядка приватизации. Однако, несмотря на соответствующее указание в данном Постановлении, вплоть до настоящего времени встречаются утверждения о том, что Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о применении срока исковой давности по искам о деприватизации, что следует признать одним из мифов о Постановлении от 31 октября 2024 г. N 49-П.
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Между тем указанное предположение получило настолько широкое распространение, что Конституционный Суд РФ в принятом Постановлении от 31 октября 2024 г. N 49-П был вынужден прямо указать, что изложенные в нем позиции не распространяются на иные иски, предъявляемые прокурорами, в том числе на иски, основанные на нарушении порядка приватизации. Однако, несмотря на соответствующее указание в данном Постановлении, вплоть до настоящего времени встречаются утверждения о том, что Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о применении срока исковой давности по искам о деприватизации, что следует признать одним из мифов о Постановлении от 31 октября 2024 г. N 49-П.