Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Копия доверенности представителя федерального органа исполнительной власти на обжалование судебного акта заверяется в соответствии с требованиями ГОСТов
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПорядок оформления копий документов регламентирован пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28), п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст) и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76). Как следует из указанных норм, заверенной копией документа является копия, на которой проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Чтобы удостоверить соответствие копии документа подлиннику, ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись, включающую слово "Верно", должность лица, заверившего копию, его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. Копия документа заверяется печатью, определяемой по усмотрению организации. Из изложенного следует, что светокопия доверенности является надлежащим документом, подтверждающим полномочия представителя федерального органа исполнительной власти на подачу апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, только если она заверена в соответствии с приведенными выше требованиями.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПорядок оформления копий документов регламентирован пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28), п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст) и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76). Как следует из указанных норм, заверенной копией документа является копия, на которой проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Чтобы удостоверить соответствие копии документа подлиннику, ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись, включающую слово "Верно", должность лица, заверившего копию, его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. Копия документа заверяется печатью, определяемой по усмотрению организации. Из изложенного следует, что светокопия доверенности является надлежащим документом, подтверждающим полномочия представителя федерального органа исполнительной власти на подачу апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, только если она заверена в соответствии с приведенными выше требованиями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформляем копии и выписки из документов
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Основным способом получения электронных копий является сканирование документов, подлинники которых созданы в бумажной форме. Такие электронные копии документов называются и воспринимаются как копии, хотя без соответствующего удостоверения и идентификации по своей предметной сущности они являются "картинками" и "электронными образами". Именно так они и назывались в ранее действовавших Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Основным способом получения электронных копий является сканирование документов, подлинники которых созданы в бумажной форме. Такие электронные копии документов называются и воспринимаются как копии, хотя без соответствующего удостоверения и идентификации по своей предметной сущности они являются "картинками" и "электронными образами". Именно так они и назывались в ранее действовавших Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
Статья: Административно-правовые акты как основная форма качественного управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации
(Бочков С.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Основные требования к официальным документам определены Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти <10>. Официальный документ - документ, созданный определенным уполномоченным органом, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и интегрированный в документооборот соответствующего федерального органа исполнительной власти.
(Бочков С.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Основные требования к официальным документам определены Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти <10>. Официальный документ - документ, созданный определенным уполномоченным органом, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и интегрированный в документооборот соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень инструкций по делопроизводству"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Инструкции по делопроизводству
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Инструкции по делопроизводству
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"1. Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана на основе Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы делопроизводства и судопроизводства, приказов и распоряжений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), а также в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", с учетом положений Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от 15.06.2009 N 477 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 N 751).
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"1. Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана на основе Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы делопроизводства и судопроизводства, приказов и распоряжений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), а также в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", с учетом положений Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от 15.06.2009 N 477 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 N 751).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В федеральных органах исполнительной власти, согласно ч. 2 ст. 11 Закона об информации, документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В федеральных органах исполнительной власти, согласно ч. 2 ст. 11 Закона об информации, документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<8> Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (утв. Роскомархивом 06.07.1992); Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2001 г. (утв. Приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68); Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005 г. (утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 N 536); Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 2009 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477).
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<8> Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (утв. Роскомархивом 06.07.1992); Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2001 г. (утв. Приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68); Типовая Инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005 г. (утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 N 536); Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 2009 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров представляет собой информационный ресурс с базой вакансий и резюме на госслужбе. Сайт обладает широкими возможностями и позволяет гражданам найти все необходимые сведения для поступления на госслужбу, а федеральным органам исполнительной власти - перейти от кадрового делопроизводства к современному управлению персоналом, проводить аттестацию госслужащих и конкурсы на замещение вакантных должностей.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров представляет собой информационный ресурс с базой вакансий и резюме на госслужбе. Сайт обладает широкими возможностями и позволяет гражданам найти все необходимые сведения для поступления на госслужбу, а федеральным органам исполнительной власти - перейти от кадрового делопроизводства к современному управлению персоналом, проводить аттестацию госслужащих и конкурсы на замещение вакантных должностей.
Статья: Акт о выделении документов к уничтожению
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Задавая вопрос, автор, возможно, имел в виду ранее действовавшие Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76), Приложением N 28 к которым была утверждена другая форма акта. В ней как раз и была графа "Индекс дела по номенклатуре или N дела по описи". Этот методический документ 2009 года фактически был заменен на Методические рекомендации для госорганов 2020 года, в которых форма акта теперь такая же, как и в Правилах 2015 года.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Задавая вопрос, автор, возможно, имел в виду ранее действовавшие Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76), Приложением N 28 к которым была утверждена другая форма акта. В ней как раз и была графа "Индекс дела по номенклатуре или N дела по описи". Этот методический документ 2009 года фактически был заменен на Методические рекомендации для госорганов 2020 года, в которых форма акта теперь такая же, как и в Правилах 2015 года.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Подзаконными актами в значительной степени регулируется межведомственный электронный документооборот. См., например: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия"; Постановление Правительства от 25.12.2014 N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Подзаконными актами в значительной степени регулируется межведомственный электронный документооборот. См., например: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия"; Постановление Правительства от 25.12.2014 N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия".
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Статья посвящена комплексному анализу проблем сохранения здоровья государственных гражданских служащих в контексте современных вызовов: сокращения кадрового потенциала, цифровизации управления и увеличения объема делопроизводства. На основе статистических данных по укомплектованности федеральных органов исполнительной власти, а также результатов медицинских обследований и анкетирования государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации выявлены ключевые факторы риска для их физического, психического и психологического благополучия: хронический стресс, гиподинамия, высокая интенсивность труда, отсутствие нормирования рабочего (служебного) времени. Отмечается, что для сохранения кадрового потенциала государственной службы, учитывая его влияние на качество управления и демографическую ситуацию, необходимо совершенствование правового регулирования. Ключевым инструментом является профилактика рисков для здоровья государственных служащих, реализуемая в рамках междисциплинарного подхода, объединяющего административное и трудовое право.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Статья посвящена комплексному анализу проблем сохранения здоровья государственных гражданских служащих в контексте современных вызовов: сокращения кадрового потенциала, цифровизации управления и увеличения объема делопроизводства. На основе статистических данных по укомплектованности федеральных органов исполнительной власти, а также результатов медицинских обследований и анкетирования государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации выявлены ключевые факторы риска для их физического, психического и психологического благополучия: хронический стресс, гиподинамия, высокая интенсивность труда, отсутствие нормирования рабочего (служебного) времени. Отмечается, что для сохранения кадрового потенциала государственной службы, учитывая его влияние на качество управления и демографическую ситуацию, необходимо совершенствование правового регулирования. Ключевым инструментом является профилактика рисков для здоровья государственных служащих, реализуемая в рамках междисциплинарного подхода, объединяющего административное и трудовое право.