Проект закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

Подборка наиболее важных документов по запросу Проект закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)
Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.

Нормативные акты