Дело об административном правонарушении рассмотрено в день составления протокола
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело об административном правонарушении рассмотрено в день составления протокола (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Амурского областного суда от 25.11.2024 по делу N 7/1-190/2024 (УИД 28RS0015-01-2024-001565-51)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено в день составления протокола об административном правонарушении, что лишило Х. права на подготовку к судебному заседанию, не свидетельствует о незаконности вынесенного по делу постановления, поскольку в силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено в день составления протокола об административном правонарушении, что лишило Х. права на подготовку к судебному заседанию, не свидетельствует о незаконности вынесенного по делу постановления, поскольку в силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом составлен протокол об административном правонарушении и рассмотрено дело об административном правонарушении в один и тот же день
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом составлен протокол об административном правонарушении и рассмотрено дело об административном правонарушении в один и тот же день
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О доступе в аптеку маломобильного населения
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Обратите внимание! Срок давности по данному правонарушению составляет 2 месяца, а если дело рассматривал судья - 3 месяца. Очевидно, что данное нарушение является длящимся, поэтому отсчет указанного срока начинается со дня обнаружения правонарушения, то есть со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Обратите внимание! Срок давности по данному правонарушению составляет 2 месяца, а если дело рассматривал судья - 3 месяца. Очевидно, что данное нарушение является длящимся, поэтому отсчет указанного срока начинается со дня обнаружения правонарушения, то есть со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела судьей по общему правилу составляет два месяца со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При наличии оснований (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств) этот срок могут продлить на один месяц (ч. 1.1, 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения дела судьей по общему правилу составляет два месяца со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При наличии оснований (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств) этот срок могут продлить на один месяц (ч. 1.1, 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вопрос: Правомерно ли привлечение к административной ответственности руководителя организации, если форма СЗВ-М представлена на месяц позже, а с момента ее представления с нарушением срока до составления протокола прошло четыре месяца?
(Консультация эксперта, 2022)Протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Дело рассматривается судьей в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1.1 и 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2022)Протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Дело рассматривается судьей в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1.1 и 2 ст. 29.6 КоАП РФ).
Статья: Административно-деликтное законодательство стран - участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовой анализ
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)В отличие от стадии возбуждения дела об административном правонарушении, стадия рассмотрения дела находит отражение в административно-деликтном законодательстве стран СНГ. В большинстве анализируемых законодательных актов предусмотрен общий срок рассмотрения дела в течение 15 суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако в отдельных странах Содружества установлен иной процессуальный срок рассмотрения дела. Так, в Таджикистане он составляет 20 суток (ч. 1 ст. 136 Кодекса Таджикистана), в Кыргызстане - 10 суток (ч. 1 ст. 536 Кодекса Кыргызстана), в Молдове - 30 суток (ч. 1 ст. 454 Кодекса Молдовы). Представляется, что установление законодателем соответствующего срока обусловлено объективными причинами, связанными со сложностью производства по делу, процессуальными действиями его участников и др. В Кыргызстане этот срок, к примеру, по общему правилу является усеченным, однако это не препятствует обращению участников производства по делу с соответствующим ходатайством об увеличении данного срока до 20 дней (ч. 2 ст. 535 Кодекса Кыргызстана). При этом рассмотрение дела о правонарушении производится как судом, так и уполномоченным органом (ч. 1 ст. 536 Кодекса Кыргызстана). Согласно Кодексу Молдовы рассмотрение дела о правонарушении производится исключительно судебной инстанцией, в связи с чем законодателем предусмотрен удлиненный срок его рассмотрения.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)В отличие от стадии возбуждения дела об административном правонарушении, стадия рассмотрения дела находит отражение в административно-деликтном законодательстве стран СНГ. В большинстве анализируемых законодательных актов предусмотрен общий срок рассмотрения дела в течение 15 суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако в отдельных странах Содружества установлен иной процессуальный срок рассмотрения дела. Так, в Таджикистане он составляет 20 суток (ч. 1 ст. 136 Кодекса Таджикистана), в Кыргызстане - 10 суток (ч. 1 ст. 536 Кодекса Кыргызстана), в Молдове - 30 суток (ч. 1 ст. 454 Кодекса Молдовы). Представляется, что установление законодателем соответствующего срока обусловлено объективными причинами, связанными со сложностью производства по делу, процессуальными действиями его участников и др. В Кыргызстане этот срок, к примеру, по общему правилу является усеченным, однако это не препятствует обращению участников производства по делу с соответствующим ходатайством об увеличении данного срока до 20 дней (ч. 2 ст. 535 Кодекса Кыргызстана). При этом рассмотрение дела о правонарушении производится как судом, так и уполномоченным органом (ч. 1 ст. 536 Кодекса Кыргызстана). Согласно Кодексу Молдовы рассмотрение дела о правонарушении производится исключительно судебной инстанцией, в связи с чем законодателем предусмотрен удлиненный срок его рассмотрения.
Статья: Истечение срока давности привлечения к административной ответственности как основание освобождения от нее: проблема безнаказанности за совершение административного правонарушения
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)При этом даже сами органы публичной власти, оценивая правоприменительную деятельность, констатировали, что сроки проведения отдельных процессуальных действий зачастую требуют определенных временных затрат, нередко превышающих срок давности привлечения к административной ответственности (в том числе направление судье для рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, принятие его к производству, вызов привлекаемого к ответственности лица, дальнейшее рассмотрение дела). На основании этого выдвигались позиции о целесообразности приостановления течения срока давности привлечения к ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей начиная с момента составления должностным лицом органа государственного контроля (надзора) протокола об административном правонарушении до дня его рассмотрения в суде <21>. Такие новации могли бы способствовать защите прав потребителей, предупреждению подобных правонарушений и тем самым реализации прав неопределенного круга лиц.
(Федотова Ю.Г.)
("Российский судья", 2022, N 11)При этом даже сами органы публичной власти, оценивая правоприменительную деятельность, констатировали, что сроки проведения отдельных процессуальных действий зачастую требуют определенных временных затрат, нередко превышающих срок давности привлечения к административной ответственности (в том числе направление судье для рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, принятие его к производству, вызов привлекаемого к ответственности лица, дальнейшее рассмотрение дела). На основании этого выдвигались позиции о целесообразности приостановления течения срока давности привлечения к ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей начиная с момента составления должностным лицом органа государственного контроля (надзора) протокола об административном правонарушении до дня его рассмотрения в суде <21>. Такие новации могли бы способствовать защите прав потребителей, предупреждению подобных правонарушений и тем самым реализации прав неопределенного круга лиц.
Статья: Актуальные вопросы совершенствования административной юрисдикционной деятельности сотрудников РЭО ГИБДД
(Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Опрошенные в ходе проведенного исследования сотрудники полиции указали на то, что по делам о неуплате штрафов значительное число протоколов является стабильным, однако на фоне обширной правоприменительной практики при рассмотрении данной категории дел возникает много сложностей. Так, совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предполагает в качестве санкции административный арест; в то же время по ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ совершение правонарушения, которое влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении, а проблему образует доставление к мировому судье лица, привлекаемого к административной ответственности. Опираясь на содержание ст. 27.15 КоАП РФ, считаем возможным настаивать на том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвергнуто приводу на основании определения судьи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. В качестве аргумента, по нашему мнению, следует использовать разъяснения норм административного законодательства, представленные Прокуратурой Ставропольского края по запросу ГУ МВД России по Ставропольскому краю по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. В частности, органы прокуратуры констатируют: "Возвращение судьей протокола об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 статьи 29.4 КоАП РФ не препятствует повторному его направлению судье с одновременным указанием на отсутствие у органов ГИБДД полномочий по приводу в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении".
(Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Опрошенные в ходе проведенного исследования сотрудники полиции указали на то, что по делам о неуплате штрафов значительное число протоколов является стабильным, однако на фоне обширной правоприменительной практики при рассмотрении данной категории дел возникает много сложностей. Так, совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предполагает в качестве санкции административный арест; в то же время по ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ совершение правонарушения, которое влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении, а проблему образует доставление к мировому судье лица, привлекаемого к административной ответственности. Опираясь на содержание ст. 27.15 КоАП РФ, считаем возможным настаивать на том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвергнуто приводу на основании определения судьи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. В качестве аргумента, по нашему мнению, следует использовать разъяснения норм административного законодательства, представленные Прокуратурой Ставропольского края по запросу ГУ МВД России по Ставропольскому краю по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. В частности, органы прокуратуры констатируют: "Возвращение судьей протокола об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 статьи 29.4 КоАП РФ не препятствует повторному его направлению судье с одновременным указанием на отсутствие у органов ГИБДД полномочий по приводу в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении".
Вопрос: Каков порядок обжалования постановления государственной инспекции труда о привлечении к административной ответственности?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 357 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 357 ТК РФ).