Дело об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"3.1.3. Денежные средства, которые уплачены в качестве штрафа по делу об административном правонарушении, впоследствии прекращенному судом в связи с отсутствием состава правонарушения, относятся к убыткам в форме реального ущерба (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1081 "Право регресса к лицу, причинившему вред" ГК РФВопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что сам по себе факт составления ответчиком У. протокола об административном правонарушении, при рассмотрении которого впоследствии в суде производство по делу об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава правонарушения, не свидетельствует о наличии виновных действий со стороны У. при осуществлении ею процессуальной деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Например, в одном из дел было отказано в возмещении убытков (платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства) обществу, чей грузовой автомобиль был задержан сотрудником органа внутренних дел и направлен на специальную стоянку за движение крупногабаритного транспортного средства без специального разрешения. Впоследствии дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава правонарушения, поскольку такое специальное разрешение в действительности имелось, хотя на момент досмотра автомобиля оно предъявлено не было. В рамках рассмотренного дела судом кассационной инстанции было отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований общества, обоснованных тем, что неправомерность действий инспектора при задержании автомобиля выразилась в непринятии должных мер к сбору достаточных доказательств противоправности действий водителя <16>.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Например, в одном из дел было отказано в возмещении убытков (платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства) обществу, чей грузовой автомобиль был задержан сотрудником органа внутренних дел и направлен на специальную стоянку за движение крупногабаритного транспортного средства без специального разрешения. Впоследствии дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава правонарушения, поскольку такое специальное разрешение в действительности имелось, хотя на момент досмотра автомобиля оно предъявлено не было. В рамках рассмотренного дела судом кассационной инстанции было отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований общества, обоснованных тем, что неправомерность действий инспектора при задержании автомобиля выразилась в непринятии должных мер к сбору достаточных доказательств противоправности действий водителя <16>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В жалобе, поданной в суд кассационной инстанции, должностное лицо общества просило вступившие в законную силу акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В жалобе, поданной в суд кассационной инстанции, должностное лицо общества просило вступившие в законную силу акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"41. При рассмотрении дел о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, лицу, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения или ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ), применяются правила, установленные в статьях 1069, 1070 ГК РФ. Требование о компенсации морального вреда, предъявленное лицом, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по указанным основаниям, может быть удовлетворено судом при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (за исключением случаев, когда компенсация морального вреда может иметь место независимо от вины причинивших его должностных лиц).
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"41. При рассмотрении дел о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, лицу, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения или ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ), применяются правила, установленные в статьях 1069, 1070 ГК РФ. Требование о компенсации морального вреда, предъявленное лицом, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по указанным основаниям, может быть удовлетворено судом при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (за исключением случаев, когда компенсация морального вреда может иметь место независимо от вины причинивших его должностных лиц).
Статья: Соотношение вины и противоправности в деликтах публично-правовых образований
(Култаев В.А.)
("Закон", 2022, N 6)Подобное явление справедливо и для деликтов публично-правовых образований. В ситуации, когда строгая ответственность государства установлена лишь в ряде случаев, а остальные случаи привлечения государства к деликтной ответственности за действия публичных органов и должностных лиц основываются на принципе вины, то, признавая акт или действие публичного органа противоправными, суд фактически устанавливает вину публичного органа или должностного лица, поскольку опровержение презумпции вины должностного лица и (или) государственного органа практически вряд ли возможно, так как должностные лица и органы публичной власти обязаны знать законодательство и подчинять ему свои действия <1>. Например, СКЭС ВС РФ указывает: "Доводы МЧС России об отсутствии его вины в возникновении у общества убытков не могут быть приняты во внимание. Производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении без законных оснований" <2>.
(Култаев В.А.)
("Закон", 2022, N 6)Подобное явление справедливо и для деликтов публично-правовых образований. В ситуации, когда строгая ответственность государства установлена лишь в ряде случаев, а остальные случаи привлечения государства к деликтной ответственности за действия публичных органов и должностных лиц основываются на принципе вины, то, признавая акт или действие публичного органа противоправными, суд фактически устанавливает вину публичного органа или должностного лица, поскольку опровержение презумпции вины должностного лица и (или) государственного органа практически вряд ли возможно, так как должностные лица и органы публичной власти обязаны знать законодательство и подчинять ему свои действия <1>. Например, СКЭС ВС РФ указывает: "Доводы МЧС России об отсутствии его вины в возникновении у общества убытков не могут быть приняты во внимание. Производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении без законных оснований" <2>.