Декларирование незаконно перемещенных товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларирование незаконно перемещенных товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Определения" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"Исходя из пункта 25 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием товаров признается одной из форм их незаконного перемещения через таможенную границу. В таком случае согласно пункту 10 статьи 56 Кодекса таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с Кодексом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Таможенная оценка: объект, субъект, методы, цели
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
Статья: Ответственность за контрабанду
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию ЕАЭС или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию ЕАЭС или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12).
Нормативные акты
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257
(ред. от 25.06.2024)
"О форме декларации на товары и порядке ее заполнения"
(вместе с "Порядком заполнения декларации на товары")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)X.5. Особенности заполнения ДТ при декларировании товаров,
(ред. от 25.06.2024)
"О форме декларации на товары и порядке ее заполнения"
(вместе с "Порядком заполнения декларации на товары")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)X.5. Особенности заполнения ДТ при декларировании товаров,
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 37 ТК ЕврАзЭС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200.1, примечание 2 к статье 200.2 УК РФ).
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 37 ТК ЕврАзЭС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200.1, примечание 2 к статье 200.2 УК РФ).
Статья: Проблемы определения территориальной подсудности по делам о контрабанде
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Именно с учетом изложенных обстоятельств 7 июня 2022 г. Апелляционным постановлением Забайкальского краевого суда по делу N 1-160/2022(1-444/2022) установлено, что последняя декларация, на основании которой лесопродукция вывезена за пределы таможенной территории Таможенного союза в КНР, была зарегистрирована Петровск-Забайкальским таможенным постом. При этом местом окончания преступления установлен Петровск-Забайкальский район, а не место подачи последней декларации (г. Владивосток), зарегистрированной таможенным органом с присвоением соответствующих экспортных номеров для таможенного оформления товара, вопреки положениям абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о контрабанде", при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов. Например, при недостоверном декларировании или использовании документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Именно с учетом изложенных обстоятельств 7 июня 2022 г. Апелляционным постановлением Забайкальского краевого суда по делу N 1-160/2022(1-444/2022) установлено, что последняя декларация, на основании которой лесопродукция вывезена за пределы таможенной территории Таможенного союза в КНР, была зарегистрирована Петровск-Забайкальским таможенным постом. При этом местом окончания преступления установлен Петровск-Забайкальский район, а не место подачи последней декларации (г. Владивосток), зарегистрированной таможенным органом с присвоением соответствующих экспортных номеров для таможенного оформления товара, вопреки положениям абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о контрабанде", при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов. Например, при недостоверном декларировании или использовании документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, К. совершил 23 ноября 2018 г. незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС табачных изделий в количестве 33 039 пачек (660 тыс. 780 штук сигарет различных марок), незаконно переместив их из Республики Абхазия через таможенную границу ЕАЭС на территорию Российской Федерации с сокрытием в технологических полостях автобуса марки "Мерседес", находившегося в его пользовании. К. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.2 УК РФ. В приговоре указано, что согласно заключению эксперта рыночная стоимость предметов контрабанды - партии табачных изделий составила 1 151 110 руб. 53 коп. Согласно примечанию 2 к ст. 200.2 УК РФ при расчете стоимости незаконно перемещаемых табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещаемых табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством ЕАЭС разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Согласно п. 2 приложения N 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" количественная норма, в пределах которой табачные изделия для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, составляет 200 сигарет. Таким образом, из стоимости партии табачных изделий, сокрытых К., подлежит вычету стоимость 200 сигарет (10 пачек сигарет) с наиболее высокой стоимостью как не подлежащих декларированию, а именно сумма в размере 723 руб., исходя из максимальной рыночной стоимости одной пачки указанных сигарет, равной 36 руб. 15 коп. Соответственно, количество табачных изделий, незаконно перемещенных Кегяном Х.А. через таможенную границу ЕАЭС с сокрытием от таможенного контроля и подлежащих декларированию, составила 1 150 387 руб. 53 коп., что является крупным размером <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, К. совершил 23 ноября 2018 г. незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС табачных изделий в количестве 33 039 пачек (660 тыс. 780 штук сигарет различных марок), незаконно переместив их из Республики Абхазия через таможенную границу ЕАЭС на территорию Российской Федерации с сокрытием в технологических полостях автобуса марки "Мерседес", находившегося в его пользовании. К. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.2 УК РФ. В приговоре указано, что согласно заключению эксперта рыночная стоимость предметов контрабанды - партии табачных изделий составила 1 151 110 руб. 53 коп. Согласно примечанию 2 к ст. 200.2 УК РФ при расчете стоимости незаконно перемещаемых табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещаемых табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством ЕАЭС разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Согласно п. 2 приложения N 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" количественная норма, в пределах которой табачные изделия для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, составляет 200 сигарет. Таким образом, из стоимости партии табачных изделий, сокрытых К., подлежит вычету стоимость 200 сигарет (10 пачек сигарет) с наиболее высокой стоимостью как не подлежащих декларированию, а именно сумма в размере 723 руб., исходя из максимальной рыночной стоимости одной пачки указанных сигарет, равной 36 руб. 15 коп. Соответственно, количество табачных изделий, незаконно перемещенных Кегяном Х.А. через таможенную границу ЕАЭС с сокрытием от таможенного контроля и подлежащих декларированию, составила 1 150 387 руб. 53 коп., что является крупным размером <1>.
Статья: Уголовно-правовая характеристика ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Пулин А.О.)
("Российский следователь", 2023, N 4)В дополнение - наиболее типичными способами совершения преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, являются: перемещение предметов контрабанды вне времени и вне мест работы таможенных органов; с сокрытием от таможенного контроля; с использованием поддельных и фальсифицируемых документов; недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
(Пулин А.О.)
("Российский следователь", 2023, N 4)В дополнение - наиболее типичными способами совершения преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, являются: перемещение предметов контрабанды вне времени и вне мест работы таможенных органов; с сокрытием от таможенного контроля; с использованием поддельных и фальсифицируемых документов; недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
Вопрос: О применении ставки НДС 0% в отношении товаров, задекларированных и вывезенных в таможенной процедуре экспорта по таможенной декларации, которая в последующем признана неподанной.
(Письмо Минфина России от 10.04.2024 N 03-07-08/33200)В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
(Письмо Минфина России от 10.04.2024 N 03-07-08/33200)В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
Статья: Особенности проведения посттаможенного контроля мобильными группами таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
Статья: Ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей: особенности отграничения
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Согласно данному приговору суда мы можем констатировать, что виновным совершены действия по недостоверному декларированию, в результате чего произошло незаконное перемещение стратегически важных товаров, а также уклонение от уплаты таможенных платежей в установленном размере. Вместе с этим правовой оценке подлежали только действия К.Д.М., подпадающие под признаки преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 226.1 УК РФ, а положения ст. 194 УК РФ не применяются даже несмотря на то, что в самом приговоре указывается, что данное деяние было совершено с целью снижения затрат на таможенные пошлины, которые в свою очередь, в случае неуплаты, при данных обстоятельствах составляют особо крупный размер.
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Согласно данному приговору суда мы можем констатировать, что виновным совершены действия по недостоверному декларированию, в результате чего произошло незаконное перемещение стратегически важных товаров, а также уклонение от уплаты таможенных платежей в установленном размере. Вместе с этим правовой оценке подлежали только действия К.Д.М., подпадающие под признаки преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 226.1 УК РФ, а положения ст. 194 УК РФ не применяются даже несмотря на то, что в самом приговоре указывается, что данное деяние было совершено с целью снижения затрат на таможенные пошлины, которые в свою очередь, в случае неуплаты, при данных обстоятельствах составляют особо крупный размер.
Статья: Проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза
(Звезда И.И.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Научно-практическое значение состоит в том, что решение выявленных проблем в таможенном декларировании и таможенном контроле подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, позволит усовершенствовать и повысить эффективность механизма таможенного регулирования, следовательно - улучшить деятельность таможенных органов России по выявлению и пресечению незаконного перемещения подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.
(Звезда И.И.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Научно-практическое значение состоит в том, что решение выявленных проблем в таможенном декларировании и таможенном контроле подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, позволит усовершенствовать и повысить эффективность механизма таможенного регулирования, следовательно - улучшить деятельность таможенных органов России по выявлению и пресечению незаконного перемещения подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Принцип правовой определенности получил свое дальнейшее развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года N 15-П. В Конституционный Суд Российской Федерации обратились граждане, которые были привлечены к уголовной ответственности за контрабанду незадекларированных товаров, они выражали несогласие с самим порядком определения крупного размера стоимости товара в качестве критерия при решении вопроса о привлечении их к ответственности (исчисление стоимости товара исходя из его цены на территории Российской Федерации, а не страны, в которой он был приобретен; включение в общую стоимость товара, определяемую как крупный размер, той ее части, которая разрешена законодательством Российской Федерации к ввозу без декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов).
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Принцип правовой определенности получил свое дальнейшее развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года N 15-П. В Конституционный Суд Российской Федерации обратились граждане, которые были привлечены к уголовной ответственности за контрабанду незадекларированных товаров, они выражали несогласие с самим порядком определения крупного размера стоимости товара в качестве критерия при решении вопроса о привлечении их к ответственности (исчисление стоимости товара исходя из его цены на территории Российской Федерации, а не страны, в которой он был приобретен; включение в общую стоимость товара, определяемую как крупный размер, той ее части, которая разрешена законодательством Российской Федерации к ввозу без декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов).
Статья: Оспаривание таможенными представителями решений таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Удовлетворяя заявление таможенного представителя о признании незаконным направления в его адрес таможенным органом уведомлений о неуплаченных таможенных платежах, Арбитражный суд в Решении от 27.07.2021 [5] указал, что таможенный орган не доказал, что спорный товар был перемещен через таможенную границу незаконно и что заявитель был осведомлен об использовании при подаче декларации на товары документов, не имеющих юридической силы. Таможенный орган незаконно возложил на заявителя солидарную обязанность по уплате таможенных платежей и неправомерно выставил заявителю оспариваемые уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Удовлетворяя заявление таможенного представителя о признании незаконным направления в его адрес таможенным органом уведомлений о неуплаченных таможенных платежах, Арбитражный суд в Решении от 27.07.2021 [5] указал, что таможенный орган не доказал, что спорный товар был перемещен через таможенную границу незаконно и что заявитель был осведомлен об использовании при подаче декларации на товары документов, не имеющих юридической силы. Таможенный орган незаконно возложил на заявителя солидарную обязанность по уплате таможенных платежей и неправомерно выставил заявителю оспариваемые уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Вопрос: В каком порядке уплачиваются вывозные таможенные пошлины?
(Консультация эксперта, 2025)лица, незаконно перемещающие товары (ст. 56 ТК ЕАЭС);
(Консультация эксперта, 2025)лица, незаконно перемещающие товары (ст. 56 ТК ЕАЭС);