Дамба объект недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Дамба объект недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация... сельского поселения (далее - администрация) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом... (далее - управление) о возложении обязанности принять в федеральную собственность объект недвижимости: гидротехническое сооружение (плотина)...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Администрация... сельского поселения (далее - администрация) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом... (далее - управление) о возложении обязанности принять в федеральную собственность объект недвижимости: гидротехническое сооружение (плотина)...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Проводится ли государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость в случае ликвидации продавца - юридического лица, если на момент заключения договора купли-продажи такое право продавца не было зарегистрировано
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент обращения ООО "Сорский ГОК" за регистрацией права не содержал сведений о государственной регистрации ранее возникших прав ОАО "Молибден" на объекты недвижимого имущества: пионерскую дамбу (литера В40), дамбу водохранилища, водослив, водосброс, подводящий канал и водозаборный оголовок (литера В84), внеплощадочное оборотное водоснабжение, ЛЭП на плавучую насосную станцию, которые поименованы в приложении N 1 к договору купли-продажи предприятия. Отсутствие зарегистрированного первичного права ОАО "Молибден" в силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для отказа в регистрации права ООО "Сорский ГОК" на данные объекты.
Проводится ли государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость в случае ликвидации продавца - юридического лица, если на момент заключения договора купли-продажи такое право продавца не было зарегистрировано
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент обращения ООО "Сорский ГОК" за регистрацией права не содержал сведений о государственной регистрации ранее возникших прав ОАО "Молибден" на объекты недвижимого имущества: пионерскую дамбу (литера В40), дамбу водохранилища, водослив, водосброс, подводящий канал и водозаборный оголовок (литера В84), внеплощадочное оборотное водоснабжение, ЛЭП на плавучую насосную станцию, которые поименованы в приложении N 1 к договору купли-продажи предприятия. Отсутствие зарегистрированного первичного права ОАО "Молибден" в силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для отказа в регистрации права ООО "Сорский ГОК" на данные объекты.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении судоходных гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Отмечаем, что при отнесении объектов недвижимости к судоходным гидротехническим сооружениям для целей применения положений статьи 376 Кодекса полагаем целесообразным руководствоваться статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которой судоходными гидротехническими сооружениями являются гидротехнические сооружения, представляющие собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Отмечаем, что при отнесении объектов недвижимости к судоходным гидротехническим сооружениям для целей применения положений статьи 376 Кодекса полагаем целесообразным руководствоваться статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которой судоходными гидротехническими сооружениями являются гидротехнические сооружения, представляющие собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений.
Нормативные акты
<Письмо> Росреестра от 01.08.2017 N 14-09381-ГЕ/17
"О направлении копии письма"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 "О рассмотрении обращения")В свою очередь, сооружения относятся к объектам недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса), объектам капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
"О направлении копии письма"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 "О рассмотрении обращения")В свою очередь, сооружения относятся к объектам недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса), объектам капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если же речь идет о втором и последующих этапах строительства либо реконструкции, то при поступлении необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате их ввода в эксплуатацию осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если же речь идет о втором и последующих этапах строительства либо реконструкции, то при поступлении необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате их ввода в эксплуатацию осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Большинство правопорядков континентально-европейского типа стремится идти по иному пути, достаточно четко выделяя объекты публичной собственности, изъятые из оборота или ограниченные в нем, исходя из того, что все иные объекты допущены к участию в имущественном обороте (в принципе, по этому же пути идет и российское законодательство). Это создает как необходимую четкость в правовом регулировании, так и повышает гарантии удовлетворения требований потенциальных кредиторов. Так, в соответствии со ст. 822 и абз. 2 ст. 826 ГК Италии (Codice civile) государству, его провинциям и коммунам принадлежит "публичное имущество" (demanio pubblico) в виде морских берегов и гаваней, рек и озер, защитных сооружений (дамб, плотин и т.п.); улиц, автомобильных и железных дорог, аэропортов; указанных в законах недвижимых вещей исторического, археологического и культурно-художественного значения, собраний музеев, архивов и библиотек, а также "неотчуждаемое имущество" (patrimonio indisponibile) в виде указанных в законах лесов и других природных богатств; вещей исторического, археологического, палеонтологического и культурно-художественного значения, обнаруженных или находящихся под поверхностным слоем земли; казарм и других военных сооружений; зданий и других объектов, в которых размещаются органы публичной власти.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Большинство правопорядков континентально-европейского типа стремится идти по иному пути, достаточно четко выделяя объекты публичной собственности, изъятые из оборота или ограниченные в нем, исходя из того, что все иные объекты допущены к участию в имущественном обороте (в принципе, по этому же пути идет и российское законодательство). Это создает как необходимую четкость в правовом регулировании, так и повышает гарантии удовлетворения требований потенциальных кредиторов. Так, в соответствии со ст. 822 и абз. 2 ст. 826 ГК Италии (Codice civile) государству, его провинциям и коммунам принадлежит "публичное имущество" (demanio pubblico) в виде морских берегов и гаваней, рек и озер, защитных сооружений (дамб, плотин и т.п.); улиц, автомобильных и железных дорог, аэропортов; указанных в законах недвижимых вещей исторического, археологического и культурно-художественного значения, собраний музеев, архивов и библиотек, а также "неотчуждаемое имущество" (patrimonio indisponibile) в виде указанных в законах лесов и других природных богатств; вещей исторического, археологического, палеонтологического и культурно-художественного значения, обнаруженных или находящихся под поверхностным слоем земли; казарм и других военных сооружений; зданий и других объектов, в которых размещаются органы публичной власти.
Статья: Определение недвижимого имущества для целей взимания НДС с трансграничных услуг, связанных с недвижимым имуществом
(Даниленко Н.С.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Здание означает созданную человеком конструкцию с крышей и стенами, например жилой дом или помещение завода. Термин "сооружение" имеет более широкое значение и охватывает иные созданные человеком конструкции, не подпадающие под определение "здания". Сооружениями признаются объекты гражданской архитектуры (дороги, мосты, аэродромы, гавани, дамбы, газопроводы, оросительные системы и др.), промышленные объекты (электростанции, ветровые турбины, нефтеперерабатывающие заводы).
(Даниленко Н.С.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Здание означает созданную человеком конструкцию с крышей и стенами, например жилой дом или помещение завода. Термин "сооружение" имеет более широкое значение и охватывает иные созданные человеком конструкции, не подпадающие под определение "здания". Сооружениями признаются объекты гражданской архитектуры (дороги, мосты, аэродромы, гавани, дамбы, газопроводы, оросительные системы и др.), промышленные объекты (электростанции, ветровые турбины, нефтеперерабатывающие заводы).
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Во-первых, полномочия по осуществлению инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод должны распределяться между уполномоченными на выдачу разрешений на строительство исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией каждого из таких органов согласно положениям не водного, а градостроительного законодательства. Пределы таких полномочий зависят не от уровня собственности на водный объект, а от его параметров и характеристик, в том числе назначения территории и планируемого месторасположения объекта капитального строительства, для которого испрашивается разрешение на строительство (ч. 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ). При этом в зону ответственности органов власти и местного самоуправления входит создание сооружений инженерной защиты только общего назначения (дамбы, берегоукрепительные и подобные сооружения); к их возведению юридические и физические лица - правообладатели недвижимости привлекаться не должны.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Во-первых, полномочия по осуществлению инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод должны распределяться между уполномоченными на выдачу разрешений на строительство исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией каждого из таких органов согласно положениям не водного, а градостроительного законодательства. Пределы таких полномочий зависят не от уровня собственности на водный объект, а от его параметров и характеристик, в том числе назначения территории и планируемого месторасположения объекта капитального строительства, для которого испрашивается разрешение на строительство (ч. 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ). При этом в зону ответственности органов власти и местного самоуправления входит создание сооружений инженерной защиты только общего назначения (дамбы, берегоукрепительные и подобные сооружения); к их возведению юридические и физические лица - правообладатели недвижимости привлекаться не должны.
Статья: Возмещение ущерба, причиненного недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Если речь идет именно о компенсациях, затрагивающих расходы на утраченное или поврежденное имущество, включая недвижимость, то данный Закон устанавливает невысокие размеры выплат - не более семисот пятидесяти тыс. рублей при покрытии вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего (ч. 5 ст. 6 Закона N 225-ФЗ). Поэтому в случаях стихийных бедствий, как это произошло, например, при прорыве дамбы в городе Орске в апреле 2024 г., где муниципальное образование застраховало свою ответственность как владелец данного опасного объекта, и затопления жилых помещений, не подлежащих восстановлению, размеры страховых выплат будут явно недостаточными для покрытия реального ущерба. После осуществления таких выплат страховая компания в соответствии со ст. 13 Закона N 225-ФЗ вправе заявлять регрессные требования к виновнику чрезвычайной ситуации.
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Если речь идет именно о компенсациях, затрагивающих расходы на утраченное или поврежденное имущество, включая недвижимость, то данный Закон устанавливает невысокие размеры выплат - не более семисот пятидесяти тыс. рублей при покрытии вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего (ч. 5 ст. 6 Закона N 225-ФЗ). Поэтому в случаях стихийных бедствий, как это произошло, например, при прорыве дамбы в городе Орске в апреле 2024 г., где муниципальное образование застраховало свою ответственность как владелец данного опасного объекта, и затопления жилых помещений, не подлежащих восстановлению, размеры страховых выплат будут явно недостаточными для покрытия реального ущерба. После осуществления таких выплат страховая компания в соответствии со ст. 13 Закона N 225-ФЗ вправе заявлять регрессные требования к виновнику чрезвычайной ситуации.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дороги, как правило, суды рассматривают в качестве недвижимости (сооружений) только при условии, что они имеют асфальтовое покрытие в совокупности с соответствующим оборудованием улично-дорожной сети, не признавая объектами недвижимости грунтовые дороги и замощения (замощения относятся к улучшениям земельного участка наряду с ограждениями, воротами и т.п.).
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дороги, как правило, суды рассматривают в качестве недвижимости (сооружений) только при условии, что они имеют асфальтовое покрытие в совокупности с соответствующим оборудованием улично-дорожной сети, не признавая объектами недвижимости грунтовые дороги и замощения (замощения относятся к улучшениям земельного участка наряду с ограждениями, воротами и т.п.).