Цитирование аудиовизуального произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Цитирование аудиовизуального произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика защиты авторов в соцмедиа: рилсы
(Ошуева В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)Важно отметить, что в рассматриваемом деле аудиовизуальное произведение истца имело оригинальную структуру, последовательность и содержание, которое было создано на основе профессионального опыта и творческой деятельности истца. Доводы ответчика о "единственно возможных юридически грамотных действиях" были признаны необоснованными, так как содержание аудиовизуального произведения не является цитированием нормативно-правового акта и представляет собой набор шагов, необходимых после погашения ипотеки, который был определен истцом самостоятельно.
(Ошуева В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)Важно отметить, что в рассматриваемом деле аудиовизуальное произведение истца имело оригинальную структуру, последовательность и содержание, которое было создано на основе профессионального опыта и творческой деятельности истца. Доводы ответчика о "единственно возможных юридически грамотных действиях" были признаны необоснованными, так как содержание аудиовизуального произведения не является цитированием нормативно-правового акта и представляет собой набор шагов, необходимых после погашения ипотеки, который был определен истцом самостоятельно.
Статья: Правовая охрана части произведения
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Ключевые слова: авторское право, исключительное право, произведение, аудиовизуальные отображения, цитирование.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Ключевые слова: авторское право, исключительное право, произведение, аудиовизуальные отображения, цитирование.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)В печатном воспроизведенном экземпляре книги В. в разделе о рекомендуемой литературе называется книга, содержащая произведения истца. Между тем чужие использованные страницы из этого произведения и имя истца в книге В. не указаны, не поставлены кавычки, а объем заимствования не оправдан целью цитирования, при этом ответчиком были нарушены правила цитирования. Указание в качестве "рекомендации прочитать", по мнению заявителя, нельзя рассматривать как цитирование, сноски или информацию об использовании самим ответчиком рекомендуемой читателям литературы. Кроме того, правила цитирования не допускают, чтобы сноска на используемое произведение давалась не в том месте, где приведена цитата, а в другом месте текста.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)В печатном воспроизведенном экземпляре книги В. в разделе о рекомендуемой литературе называется книга, содержащая произведения истца. Между тем чужие использованные страницы из этого произведения и имя истца в книге В. не указаны, не поставлены кавычки, а объем заимствования не оправдан целью цитирования, при этом ответчиком были нарушены правила цитирования. Указание в качестве "рекомендации прочитать", по мнению заявителя, нельзя рассматривать как цитирование, сноски или информацию об использовании самим ответчиком рекомендуемой читателям литературы. Кроме того, правила цитирования не допускают, чтобы сноска на используемое произведение давалась не в том месте, где приведена цитата, а в другом месте текста.
<Письмо> ФТС РФ от 29.06.2007 N 01-06/24387
"О направлении Методических рекомендаций"При этом следует иметь в виду, что согласно положениям Закона установлено использование правомерно обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты соответствующего вознаграждения в личных целях (ст. 18); использование произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но при условии указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 19); использование аудиовизуального произведения или звукозаписи без согласия автора, производителя фонограммы, опубликованной в личных целях с выплатой вознаграждения (ст. 26); использование фонограммы без согласия ее производителя, опубликованной в коммерческих целях, с выплатой вознаграждения (ст. 39) и др. К таким случаям относятся, например, дальнейшее распространение экземпляров правомерно опубликованного произведения, если они введены в гражданский оборот посредством их продажи, воспроизведение гражданином исключительно в личных целях или цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных чужих произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
"О направлении Методических рекомендаций"При этом следует иметь в виду, что согласно положениям Закона установлено использование правомерно обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты соответствующего вознаграждения в личных целях (ст. 18); использование произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но при условии указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 19); использование аудиовизуального произведения или звукозаписи без согласия автора, производителя фонограммы, опубликованной в личных целях с выплатой вознаграждения (ст. 26); использование фонограммы без согласия ее производителя, опубликованной в коммерческих целях, с выплатой вознаграждения (ст. 39) и др. К таким случаям относятся, например, дальнейшее распространение экземпляров правомерно опубликованного произведения, если они введены в гражданский оборот посредством их продажи, воспроизведение гражданином исключительно в личных целях или цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных чужих произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
Вопрос: В библиотеке на плазменном экране используются фрагменты мультфильмов, которые показываются дополнительно к собственной статье в информационных целях. Нарушает ли такой показ права авторов и предусмотрена ли за это какая-то ответственность?
(Консультация эксперта, 2022)Следовательно, любые произведения, в том числе и аудиовизуальные произведения, охраняемые авторскими правами, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты ему вознаграждения при условии, что произведения используются в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, с обязательным указанием автора, источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования.
(Консультация эксперта, 2022)Следовательно, любые произведения, в том числе и аудиовизуальные произведения, охраняемые авторскими правами, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты ему вознаграждения при условии, что произведения используются в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, с обязательным указанием автора, источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования.
Статья: Попытка толкования вопросов, возникающих при применении п. 7 ст. 1259 ГК РФ
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)2. Оценка охраноспособности структурного элемента (фрагмента) произведения по смыслу абз. 3 п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 должна производиться независимо от оценки охраноспособности самого произведения, поскольку структурный элемент произведения может не являться результатом творческого труда автора произведения по изложению завершенной мысли, например оглавление, список литературы, цитаты и т.д.
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)2. Оценка охраноспособности структурного элемента (фрагмента) произведения по смыслу абз. 3 п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 должна производиться независимо от оценки охраноспособности самого произведения, поскольку структурный элемент произведения может не являться результатом творческого труда автора произведения по изложению завершенной мысли, например оглавление, список литературы, цитаты и т.д.
Статья: Разновидности сложных объектов интеллектуальных прав: вопросы судебной практики
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Суд отметил, что при определении правовой природы спорных объектов и квалификации их как сложных необходимо учитывать, что на сайте, откуда ответчиком было осуществлено заимствование, указанные видеопланы были объединены в два видеоролика, каждый из которых имеет свое название, смысловую линию, связанную с музыкальным сопровождением. Поэтому судам необходимо было исследовать, какие именно аудиовизуальные произведения были использованы ответчиком <4>.
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Суд отметил, что при определении правовой природы спорных объектов и квалификации их как сложных необходимо учитывать, что на сайте, откуда ответчиком было осуществлено заимствование, указанные видеопланы были объединены в два видеоролика, каждый из которых имеет свое название, смысловую линию, связанную с музыкальным сопровождением. Поэтому судам необходимо было исследовать, какие именно аудиовизуальные произведения были использованы ответчиком <4>.
Статья: Разрешение споров, связанных с защитой исключительных прав в творческой среде
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)При создании рекламного видеоролика компании-заказчику важно помнить о том, что кроме исключительного права на ролик в целом как на аудиовизуальное произведение, которое заказчик приобретает у лица, организовавшего создание ролика (как правило, это специализированная продюсерская компания), есть еще права авторов отдельных результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав рекламного видеоролика (сценарий, режиссура, музыкальное произведение, художественные декорации и т.д.). За этими авторами сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права (п. 3 ст. 1240 ГК РФ). Обычно обладатель исключительного права на сложное произведение в целом (продюсерская компания), передавая исключительное право в полном объеме или права использования на условиях лицензионного договора заказчику ролика, гарантирует в договоре, что права третьих лиц не нарушены. Тем не менее заказчику во избежание рисков нарушения личных неимущественных прав авторов лучше самостоятельно проконтролировать, что продюсерский центр действительно получил от авторов составных частей сложного произведения письменное согласие на анонимное использование их произведений, а также на возможность внесения в них изменений.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)При создании рекламного видеоролика компании-заказчику важно помнить о том, что кроме исключительного права на ролик в целом как на аудиовизуальное произведение, которое заказчик приобретает у лица, организовавшего создание ролика (как правило, это специализированная продюсерская компания), есть еще права авторов отдельных результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав рекламного видеоролика (сценарий, режиссура, музыкальное произведение, художественные декорации и т.д.). За этими авторами сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права (п. 3 ст. 1240 ГК РФ). Обычно обладатель исключительного права на сложное произведение в целом (продюсерская компания), передавая исключительное право в полном объеме или права использования на условиях лицензионного договора заказчику ролика, гарантирует в договоре, что права третьих лиц не нарушены. Тем не менее заказчику во избежание рисков нарушения личных неимущественных прав авторов лучше самостоятельно проконтролировать, что продюсерский центр действительно получил от авторов составных частей сложного произведения письменное согласие на анонимное использование их произведений, а также на возможность внесения в них изменений.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Указанные обстоятельства явились основанием для обращения компании в арбитражный суд с требованием о взыскании 1 080 000 рублей компенсации за нарушение авторских прав на аудиовизуальные произведения.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Указанные обстоятельства явились основанием для обращения компании в арбитражный суд с требованием о взыскании 1 080 000 рублей компенсации за нарушение авторских прав на аудиовизуальные произведения.
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (первое полугодие 2024 г.)
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в Интернете доводится до всеобщего сведения музыка в составе аудиовизуального произведения (в частности, телепередачи) без согласия правообладателя музыки на ее включение в это аудиовизуальное произведение (п. 9 Обзора);
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в Интернете доводится до всеобщего сведения музыка в составе аудиовизуального произведения (в частности, телепередачи) без согласия правообладателя музыки на ее включение в это аудиовизуальное произведение (п. 9 Обзора);
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Если рассматривать аудиовизуальное произведение как произведение искусства, то оно с семиотической точки зрения является текстом, созданным на определенном языке - коде. Об этом говорится в трудах Р. Барта <694>, Ю. Лотмана <695>. С этой позиции любое аудиовизуальное произведение рассматривается как текст, созданный из определенных знаков по законам языка (кодов), присущего данному виду искусства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Если рассматривать аудиовизуальное произведение как произведение искусства, то оно с семиотической точки зрения является текстом, созданным на определенном языке - коде. Об этом говорится в трудах Р. Барта <694>, Ю. Лотмана <695>. С этой позиции любое аудиовизуальное произведение рассматривается как текст, созданный из определенных знаков по законам языка (кодов), присущего данному виду искусства.
Статья: О конституционности права композитора на вознаграждение, установленного в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)1) авторы музыкальных произведений имеют экономически не обоснованную возможность дважды получать вознаграждение, а определенные пользователи аудиовизуальных произведений обязаны дважды выплачивать вознаграждение;
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)1) авторы музыкальных произведений имеют экономически не обоснованную возможность дважды получать вознаграждение, а определенные пользователи аудиовизуальных произведений обязаны дважды выплачивать вознаграждение;
Статья: О правомерном объеме цитирования произведений науки, литературы и искусства
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)Такой подход сформирован российскими судами по целому ряду дел. К примеру, по одному спору суд пришел к выводу, что использование фрагмента аудиовизуального произведения в информационных целях продолжительностью девять секунд, при том что общая продолжительность составляет 23 секунды, является оправданным объемом цитирования <10>. В другом деле воспроизведение в информационных целях фрагмента текста, который составляет 1/5 часть от общего объема материала, суд признал оправданным объемом цитирования <11>. В споре о цитировании фотографий суд заключил, что объем цитирования оправдан целью цитирования, поскольку из объемных фоторепортажей (сотни фотографий) использованы несколько фотографий, необходимых для полного донесения информации до читателей, и это не превышает 4,5% от объема спорных произведений <12>. В споре о цитировании литературного произведения суды признали допустимым объем цитирования, составляющий 13% текста спорного произведения <13>.
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)Такой подход сформирован российскими судами по целому ряду дел. К примеру, по одному спору суд пришел к выводу, что использование фрагмента аудиовизуального произведения в информационных целях продолжительностью девять секунд, при том что общая продолжительность составляет 23 секунды, является оправданным объемом цитирования <10>. В другом деле воспроизведение в информационных целях фрагмента текста, который составляет 1/5 часть от общего объема материала, суд признал оправданным объемом цитирования <11>. В споре о цитировании фотографий суд заключил, что объем цитирования оправдан целью цитирования, поскольку из объемных фоторепортажей (сотни фотографий) использованы несколько фотографий, необходимых для полного донесения информации до читателей, и это не превышает 4,5% от объема спорных произведений <12>. В споре о цитировании литературного произведения суды признали допустимым объем цитирования, составляющий 13% текста спорного произведения <13>.