Цифровой суверенитет
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровой суверенитет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подходы к пониманию цифрового суверенитета России
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)"Журнал российского права", 2024, N 4
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)"Журнал российского права", 2024, N 4
Статья: О цифровом суверенитете
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
Нормативные акты
"Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ И ПЛАТЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ И ПЛАТЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Статья: К вопросу о формировании понятия "цифровой суверенитет"
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В российской и зарубежной юридической и политической науке дискутируются вопросы содержания и соотношения категорий "информационный суверенитет", "цифровой суверенитет", "суверенитет данных" и т.п.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В российской и зарубежной юридической и политической науке дискутируются вопросы содержания и соотношения категорий "информационный суверенитет", "цифровой суверенитет", "суверенитет данных" и т.п.
Статья: Место цифровой экономики в когнитивной карте условий и факторов обеспечения научно-технологического развития и технологического суверенитета Российской Федерации
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: научно-технологическое развитие, технологический суверенитет, когнитивная карта, цифровая экономика, цифровизация.
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: научно-технологическое развитие, технологический суверенитет, когнитивная карта, цифровая экономика, цифровизация.
Статья: Трансформация государства и права в условиях развития современной биомедицины
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<31> Романовская О.В. Право, информационное общество, цифровой суверенитет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24. Вып. 2. С. 174 - 183.
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<31> Романовская О.В. Право, информационное общество, цифровой суверенитет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24. Вып. 2. С. 174 - 183.
Статья: Роль уголовной политики в реализации национальных приоритетов
(Нудель С.Л., Зайцев О.А., Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)<70> См.: Печегин Д.А. Правовые механизмы защиты цифрового суверенитета государства: сравнительно-правовой аспект // Российский журнал правовых исследований. 2022. Т. 9. N 2. С. 9 - 20.
(Нудель С.Л., Зайцев О.А., Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)<70> См.: Печегин Д.А. Правовые механизмы защиты цифрового суверенитета государства: сравнительно-правовой аспект // Российский журнал правовых исследований. 2022. Т. 9. N 2. С. 9 - 20.
Статья: Народный суверенитет и проблемы его реализации в цифровой среде
(Иксанов И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5
(Иксанов И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5
Статья: Правовой механизм обеспечения устойчивости государственности в период специальной военной операции
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
Статья: Цифровизация экологического права и возможности использования искусственного интеллекта
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Острая дискуссия о возможностях и перспективах повышения качества правового регулирования в экологической сфере, в том числе путем цифровизации права (экологического, в частности), затронула ряд важнейших, даже фундаментальных основ теории и методологии права, его место в системе государственного управления, межгосударственных отношений, пересмотр, казалось, очевидных и незыблемых правовых доктрин (до сих пор находящихся в русле традиционного права). Интернет-технологии, лавинообразно увеличивающиеся объемы баз данных, цифровизация законодательства и правоприменения, с одной стороны, обозначили перспективы и парадигмы развития глобального правового поля, интернационализации экологического права, с другой - проявились тенденции одновременной суверенизации права, цифрового суверенитета, безопасности самого экологического национального права. Но подчас ключевой вопрос о смыслах и целях цифровизации эколого-правовой политики заменен вопросом о прикладных преимуществах оцифровки актов, возможностях использования больших баз данных нормативных актов, автоматизации многих судебных, досудебных процессов и процедур. На наш взгляд, необходимо для эффективности экологического права обсуждать не саму цифровизацию права, а векторы его развития, ее последствия, риски грядущих изменений, полезность для конкретных субъектов и областей применения, возможности массового использования интернет-технологий, создающихся алгоритмов и искусственного интеллекта (далее - ИИ).
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Острая дискуссия о возможностях и перспективах повышения качества правового регулирования в экологической сфере, в том числе путем цифровизации права (экологического, в частности), затронула ряд важнейших, даже фундаментальных основ теории и методологии права, его место в системе государственного управления, межгосударственных отношений, пересмотр, казалось, очевидных и незыблемых правовых доктрин (до сих пор находящихся в русле традиционного права). Интернет-технологии, лавинообразно увеличивающиеся объемы баз данных, цифровизация законодательства и правоприменения, с одной стороны, обозначили перспективы и парадигмы развития глобального правового поля, интернационализации экологического права, с другой - проявились тенденции одновременной суверенизации права, цифрового суверенитета, безопасности самого экологического национального права. Но подчас ключевой вопрос о смыслах и целях цифровизации эколого-правовой политики заменен вопросом о прикладных преимуществах оцифровки актов, возможностях использования больших баз данных нормативных актов, автоматизации многих судебных, досудебных процессов и процедур. На наш взгляд, необходимо для эффективности экологического права обсуждать не саму цифровизацию права, а векторы его развития, ее последствия, риски грядущих изменений, полезность для конкретных субъектов и областей применения, возможности массового использования интернет-технологий, создающихся алгоритмов и искусственного интеллекта (далее - ИИ).
Статья: Метаморфозы юридического языка в виртуальном пространстве
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Виртуальное пространство не имеет территориальных границ. Построенное на технологии, предполагающей преодоление любых барьеров в распространении и хранении информации, оно не позволяет установить полный контроль над потоками информации и потому существенно усложняет способность государства поддерживать свою суверенную власть <33>. В связи с этим в доктрине правомерно ставится вопрос об информационном (цифровом) суверенитете государства в условиях колоссальной зависимости современного общества от цифровых ресурсов <34>, его соотношении с национальным и технологическим суверенитетом <35>.
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Виртуальное пространство не имеет территориальных границ. Построенное на технологии, предполагающей преодоление любых барьеров в распространении и хранении информации, оно не позволяет установить полный контроль над потоками информации и потому существенно усложняет способность государства поддерживать свою суверенную власть <33>. В связи с этим в доктрине правомерно ставится вопрос об информационном (цифровом) суверенитете государства в условиях колоссальной зависимости современного общества от цифровых ресурсов <34>, его соотношении с национальным и технологическим суверенитетом <35>.