Цифровое правосудие
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровое правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правореализационная юридическая техника и цифровое правосудие
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Речь идет о ГИС ЖКХ, ГАС "Правосудие", едином портале госуслуг и ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Речь идет о ГИС ЖКХ, ГАС "Правосудие", едином портале госуслуг и ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
Статья: Влияние искусственного интеллекта на осуществление правосудия в странах БРИКС
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)<6> См.: Журкина О.В., Максименко Е.И. Цифровое правосудие на примере интернет-судов Китая // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. N 6-1. С. 138 - 143.
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)<6> См.: Журкина О.В., Максименко Е.И. Цифровое правосудие на примере интернет-судов Китая // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. N 6-1. С. 138 - 143.
Статья: Информационная политика судебной системы: основные тенденции развития
(Капустин О.А.)
("Российский судья", 2025, N 1)Следует с очевидностью прогнозировать усиление внимание общества и к таким элементам цифрового правосудия, как искусственный интеллект, судебное примирение с использованием цифровой платформы. Соответственно, активная роль суда в транслировании социальных ценностей правосудия видится одним из ключевых факторов повышения гарантий на судебную защиту в условиях внедрения цифровых инноваций, которые должны вызывать доверие и получать поддержку со стороны граждан. В связи с этим видится, что общественной поддержке внедрения суперсервиса "Правосудие онлайн" будет способствовать не только широкое освещение данного процесса в информационном пространстве, но и мониторинг сопутствующих затруднений и рисков в ракурсе доступности правосудия.
(Капустин О.А.)
("Российский судья", 2025, N 1)Следует с очевидностью прогнозировать усиление внимание общества и к таким элементам цифрового правосудия, как искусственный интеллект, судебное примирение с использованием цифровой платформы. Соответственно, активная роль суда в транслировании социальных ценностей правосудия видится одним из ключевых факторов повышения гарантий на судебную защиту в условиях внедрения цифровых инноваций, которые должны вызывать доверие и получать поддержку со стороны граждан. В связи с этим видится, что общественной поддержке внедрения суперсервиса "Правосудие онлайн" будет способствовать не только широкое освещение данного процесса в информационном пространстве, но и мониторинг сопутствующих затруднений и рисков в ракурсе доступности правосудия.
Статья: Деликтные обязательства из действий искусственного интеллекта: проблемы и перспективы правового регулирования
(Казанцев Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)<5> Кожокарь И.П., Русакова Е.П. Правореализационная юридическая техника и цифровое правосудие // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 1 (59). С. 134.
(Казанцев Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)<5> Кожокарь И.П., Русакова Е.П. Правореализационная юридическая техника и цифровое правосудие // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 1 (59). С. 134.
Статья: Цифровизация экологического права и возможности использования искусственного интеллекта
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Человек прежде всего биологическое существо, у него есть пределы жизненных процессов, биологические потребности, он ограничен именно биологическим размером своего существования. Но цифровизация - это переход в другую реальность, к иной логике жизни, смыслам, ценностям, алгоритмам цифрового порядка, другим параметрам взаимодействия природы и общества; цифровая экосистема - это другой, не биологический, скорее искусственно созданный мир. Поэтому главный вопрос цифровизации экологического права - о понимании пределов и рисков внеприродной реальности. Есть ли у юристов образ "цифровой законности", цифрового порядка, цифрового правосудия, цифровой нравственности и справедливости, не противоречащий биологическим и нравственным законам? В настоящее время мы видим почти не контролируемый поток инноваций, создающий неограниченные возможности усиления интеллектуальной мощи человека, фантастического повышения эффективности производства, производительности труда, но замечаем ли мы последствия эколого-правовой цифровизации? Глобальные климатические изменения показали, что, как бы ни были серьезны и могущественны информационные технологии (в том числе в праве), экологические законы - основа жизни.
(Жаворонкова Н.Г., Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Человек прежде всего биологическое существо, у него есть пределы жизненных процессов, биологические потребности, он ограничен именно биологическим размером своего существования. Но цифровизация - это переход в другую реальность, к иной логике жизни, смыслам, ценностям, алгоритмам цифрового порядка, другим параметрам взаимодействия природы и общества; цифровая экосистема - это другой, не биологический, скорее искусственно созданный мир. Поэтому главный вопрос цифровизации экологического права - о понимании пределов и рисков внеприродной реальности. Есть ли у юристов образ "цифровой законности", цифрового порядка, цифрового правосудия, цифровой нравственности и справедливости, не противоречащий биологическим и нравственным законам? В настоящее время мы видим почти не контролируемый поток инноваций, создающий неограниченные возможности усиления интеллектуальной мощи человека, фантастического повышения эффективности производства, производительности труда, но замечаем ли мы последствия эколого-правовой цифровизации? Глобальные климатические изменения показали, что, как бы ни были серьезны и могущественны информационные технологии (в том числе в праве), экологические законы - основа жизни.
Статья: О доступности правосудия в условиях цифровой среды
(Кукарцева А.Н.)
("Зерцало-М", 2022)О ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
(Кукарцева А.Н.)
("Зерцало-М", 2022)О ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Статья: Применение технологии веб-конференции в судебной деятельности
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)Думается, для гармонизации отечественного процессуального законодательства следует предусмотреть унифицированные правила проведения веб-конференции в указанных формах судопроизводства в целом и на проверочных стадиях в частности. Потому что, как справедливо отмечено некоторыми авторами, в действующем административном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве установлены разные подходы к регулированию цифрового правосудия, хотя для этого отсутствуют какие-либо предпосылки, связанные с особенностями рассматриваемых дел <15>.
(Афанасьева С.И.)
("Ex jure", 2025, N 1)Думается, для гармонизации отечественного процессуального законодательства следует предусмотреть унифицированные правила проведения веб-конференции в указанных формах судопроизводства в целом и на проверочных стадиях в частности. Потому что, как справедливо отмечено некоторыми авторами, в действующем административном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве установлены разные подходы к регулированию цифрового правосудия, хотя для этого отсутствуют какие-либо предпосылки, связанные с особенностями рассматриваемых дел <15>.
Статья: Обязанности суда в гражданском судопроизводстве в условиях развития информационных технологий
(Николайченко О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)В Российской Федерации внедрение "цифрового" правосудия было заложено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <5>. Итогом его реализации стало внедрение в российское гражданское судопроизводство электронного документооборота с возможностью представления информации на электронных носителях, в том числе на судебных участках мировых судей, с последующим обеспечением их информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктурой для организации межведомственного электронного взаимодействия <6>. Постановка вопроса о цифровизации правосудия была обусловлена принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и заменившего его Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которые установили равнозначность информации, размещенной в электронной форме, подписанной электронной подписью, и на бумажном носителе.
(Николайченко О.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)В Российской Федерации внедрение "цифрового" правосудия было заложено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <5>. Итогом его реализации стало внедрение в российское гражданское судопроизводство электронного документооборота с возможностью представления информации на электронных носителях, в том числе на судебных участках мировых судей, с последующим обеспечением их информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктурой для организации межведомственного электронного взаимодействия <6>. Постановка вопроса о цифровизации правосудия была обусловлена принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и заменившего его Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которые установили равнозначность информации, размещенной в электронной форме, подписанной электронной подписью, и на бумажном носителе.
Статья: Правовой механизм обеспечения устойчивости государственности в период специальной военной операции
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
Статья: Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием технологий искусственного интеллекта
(Щепетильников В.Н.)
("Ex jure", 2025, N 1)Вместе с тем представляется спорной позиция по переходу правосудия в России на так называемую "матрицу цифрового правосудия", когда роль человека в принятии решения по уголовному делу сведется к минимуму, когда в судьях исчезнет необходимость, а решение будет приниматься по усмотрению робота с искусственным интеллектом <10>.
(Щепетильников В.Н.)
("Ex jure", 2025, N 1)Вместе с тем представляется спорной позиция по переходу правосудия в России на так называемую "матрицу цифрового правосудия", когда роль человека в принятии решения по уголовному делу сведется к минимуму, когда в судьях исчезнет необходимость, а решение будет приниматься по усмотрению робота с искусственным интеллектом <10>.