Что такое фасад здания и какие требования установлены к его содержанию
Подборка наиболее важных документов по запросу Что такое фасад здания и какие требования установлены к его содержанию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности за нарушение требований к внешнему виду и содержанию внешних поверхностей зданий, иных объектов благоустройства (в том числе в связи с нанесением граффити)
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к ответственности сособственников помещений в нежилом здании по ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы за нарушение требований к содержанию внешних поверхностей здания (например, за наличие граффити на фасаде), если содержание такой поверхности не разграничено соглашением сособственников
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к ответственности сособственников помещений в нежилом здании по ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы за нарушение требований к содержанию внешних поверхностей здания (например, за наличие граффити на фасаде), если содержание такой поверхности не разграничено соглашением сособственников
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Финансовые услуги
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... предписано в пятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение недостоверной, не соответствующей требованиям Закона... [рекламы - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... предписано в пятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение недостоверной, не соответствующей требованиям Закона... [рекламы - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Требования к установке аншлагов
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение наличия адресного аншлага является составной частью содержания фасадов зданий, сооружений.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение наличия адресного аншлага является составной частью содержания фасадов зданий, сооружений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"14) утверждают правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организуют сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдают разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра;
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"14) утверждают правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организуют сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдают разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра;
Федеральный закон от 30.11.2024 N 429-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"14) утверждают правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организуют сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдают разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра;
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"14) утверждают правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организуют сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдают разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра;
Корреспонденция счетов: Организация оказывает гостиничные услуги, для чего использует принадлежащее ей многоэтажное здание. Как отразить в учете организации затраты, связанные с размещением на фасаде здания световой вывески, содержащей информацию о названии и профиле предоставляемых организацией услуг (коммерческое обозначение)?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации по договору подряда по заказу организации изготовлена и размещена на фасаде здания световая конструкция (вывеска), содержащая информацию о названии и профиле предоставляемых организацией услуг (коммерческое обозначение).
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации по договору подряда по заказу организации изготовлена и размещена на фасаде здания световая конструкция (вывеска), содержащая информацию о названии и профиле предоставляемых организацией услуг (коммерческое обозначение).
Вопрос: Что понимается под дизайн-кодом населенного пункта?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 7.2, 7.4 Методических рекомендаций в правила благоустройства территории муниципальных образований рекомендуется включать положения по созданию дизайн-кода населенного пункта, в том числе требования по содержанию и поддержанию привлекательного визуального облика внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении элементов объектов капитального строительства (крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, дымоходов, водосточных труб и других элементов), а также правила размещения на них оборудования (антенн, наружных кондиционеров и другого оборудования) и конструкций, в том числе средств размещения информации, рекламы, вывесок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 7.2, 7.4 Методических рекомендаций в правила благоустройства территории муниципальных образований рекомендуется включать положения по созданию дизайн-кода населенного пункта, в том числе требования по содержанию и поддержанию привлекательного визуального облика внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении элементов объектов капитального строительства (крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, дымоходов, водосточных труб и других элементов), а также правила размещения на них оборудования (антенн, наружных кондиционеров и другого оборудования) и конструкций, в том числе средств размещения информации, рекламы, вывесок.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится об условиях, при наличии которых возможен обратный перевод, т.е. перевод нежилого помещения в жилое. Прежде всего, переводимое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом должна отсутствовать возможность доведения его до необходимых требований. Таким образом, запрещается переоборудовать под жилые помещения используемые ванные и душевые комнаты, застраивать пожарные проходы, вторые (черные) лестничные клетки, застраивать в домах коридорного типа торцовые (световые) части коридоров, а также переоборудовать под жилые помещения террасы, веранды и лоджии, если это не вызвано изменением архитектурного оформления фасада всего здания.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится об условиях, при наличии которых возможен обратный перевод, т.е. перевод нежилого помещения в жилое. Прежде всего, переводимое помещение должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом должна отсутствовать возможность доведения его до необходимых требований. Таким образом, запрещается переоборудовать под жилые помещения используемые ванные и душевые комнаты, застраивать пожарные проходы, вторые (черные) лестничные клетки, застраивать в домах коридорного типа торцовые (световые) части коридоров, а также переоборудовать под жилые помещения террасы, веранды и лоджии, если это не вызвано изменением архитектурного оформления фасада всего здания.
Готовое решение: Какие права и обязанности есть у собственника недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдать правила благоустройства при эксплуатации зданий, строений и сооружений. Например, в некоторых случаях собственник обязан принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ). Кроме того, эти правила предусматривают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 2 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025);
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдать правила благоустройства при эксплуатации зданий, строений и сооружений. Например, в некоторых случаях собственник обязан принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ). Кроме того, эти правила предусматривают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 2 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025);
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- утверждение правил на территории муниципального образования, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), светомаскировки (до 600 км от границы РФ) сооружений и земельных участков, на которых они расположены в условиях военного конфликта, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений и периодичность их выполнения;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- утверждение правил на территории муниципального образования, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), светомаскировки (до 600 км от границы РФ) сооружений и земельных участков, на которых они расположены в условиях военного конфликта, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений и периодичность их выполнения;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Вопрос: Что такое "визуальный мусор"?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в ч. 2 ст. 5, ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" закреплены требования к оформлению и содержанию внешних фасадов, внешних конструкций, в т.ч. рекламных и информационных, на зданиях, которые собственники (правообладатели) конструкций/зданий должны соблюдать.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в ч. 2 ст. 5, ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" закреплены требования к оформлению и содержанию внешних фасадов, внешних конструкций, в т.ч. рекламных и информационных, на зданиях, которые собственники (правообладатели) конструкций/зданий должны соблюдать.
Статья: Историко-правовой взгляд на сохранение объектов культурного наследия и национальной кухни как фактор развития туризма
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприятия общественного питания, чьи здания (помещения) относятся к объектам культурного наследия, должны помнить, что они находятся под государственной охраной. Соответственно, у этого предприятия (собственника или арендатора памятника истории и культуры) имеются конкретные обязательства. Прежде всего, это оформление охранного обязательства, в котором указываются требования к сохранению объекта культурного наследия, к его содержанию, к обеспечению доступа граждан и иные обязанности.
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Предприятия общественного питания, чьи здания (помещения) относятся к объектам культурного наследия, должны помнить, что они находятся под государственной охраной. Соответственно, у этого предприятия (собственника или арендатора памятника истории и культуры) имеются конкретные обязательства. Прежде всего, это оформление охранного обязательства, в котором указываются требования к сохранению объекта культурного наследия, к его содержанию, к обеспечению доступа граждан и иные обязанности.
Вопрос: Что признается рекламной конструкцией?
(Консультация эксперта, 2025)требования к информационным конструкциям (вывескам), установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (например, допустимый размер вывески, возможное количество вывесок, размещение вывески на фасаде здания, содержание вывески и т.п.);
(Консультация эксперта, 2025)требования к информационным конструкциям (вывескам), установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (например, допустимый размер вывески, возможное количество вывесок, размещение вывески на фасаде здания, содержание вывески и т.п.);
Статья: Реклама лекарственных средств и медицинских изделий
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Не относятся к рекламе вывески и указатели, если на них нет информации рекламного характера. По данному вопросу существуют разъяснения ФАС России (письма от 13.02.2015 N АД/6320/15, от 26.12.2013 N АК/53059/13, от 24.01.2011 N АК/1829. Разграничивая понятия "реклама" и "вывеска", следует иметь в виду, что вывеска размещается в месте нахождения организации. И здесь все неоднозначно. Например, в первом случае надпись просто размещена над входом в помещение или надпись размещена на торце дома и дополнена указателем-стрелкой, что организация находится в 10 м, и это хорошо просматривается с центральной оживленной улицы. При возникновении спора с контролирующими органами и решении вопроса о привлечении к ответственности медицинской или фармацевтической организации основное значение будет иметь не форма, а содержание.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Не относятся к рекламе вывески и указатели, если на них нет информации рекламного характера. По данному вопросу существуют разъяснения ФАС России (письма от 13.02.2015 N АД/6320/15, от 26.12.2013 N АК/53059/13, от 24.01.2011 N АК/1829. Разграничивая понятия "реклама" и "вывеска", следует иметь в виду, что вывеска размещается в месте нахождения организации. И здесь все неоднозначно. Например, в первом случае надпись просто размещена над входом в помещение или надпись размещена на торце дома и дополнена указателем-стрелкой, что организация находится в 10 м, и это хорошо просматривается с центральной оживленной улицы. При возникновении спора с контролирующими органами и решении вопроса о привлечении к ответственности медицинской или фармацевтической организации основное значение будет иметь не форма, а содержание.