Что нужно знать заказчикам
Подборка наиболее важных документов по запросу Что нужно знать заказчикам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Основания для включения (отказа во включении) в РНП при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не включается в РНП несмотря на то, что независимая гарантия представлена с нарушением установленного срока, если к моменту признания его уклонившимся от заключения контракта заказчик знал о ее получении, а нарушение срока не обусловлено недобросовестным поведением участника и его намерением уклониться от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не включается в РНП несмотря на то, что независимая гарантия представлена с нарушением установленного срока, если к моменту признания его уклонившимся от заключения контракта заказчик знал о ее получении, а нарушение срока не обусловлено недобросовестным поведением участника и его намерением уклониться от заключения контракта
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...во время проведения закупки строительного контроля заказчик знал об увеличении плановой стоимости услуг строительного контроля, так как на момент размещения информации о проведении открытого конкурса в электронной форме... уже располагал документами... содержащими в себе сведения об увеличении суммы строительно-монтажных работ по объекту строительства.
(КонсультантПлюс, 2025)...во время проведения закупки строительного контроля заказчик знал об увеличении плановой стоимости услуг строительного контроля, так как на момент размещения информации о проведении открытого конкурса в электронной форме... уже располагал документами... содержащими в себе сведения об увеличении суммы строительно-монтажных работ по объекту строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)8. Победитель аукциона на право заключения государственного контракта не может ссылаться на недействительность этого договора и требовать применения последствий его недействительности в виде возврата уплаченной суммы за соответствующее право по обстоятельствам, возникшим в связи с недобросовестными действиями самого победителя аукциона, о которых государственный заказчик не знал и не должен был знать на момент заключения договора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)8. Победитель аукциона на право заключения государственного контракта не может ссылаться на недействительность этого договора и требовать применения последствий его недействительности в виде возврата уплаченной суммы за соответствующее право по обстоятельствам, возникшим в связи с недобросовестными действиями самого победителя аукциона, о которых государственный заказчик не знал и не должен был знать на момент заключения договора.
Готовое решение: Как составить и разместить план закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Какие коды ОКВЭД указывать в плане закупки, если на момент планирования заказчик точно не знает, какая именно продукция понадобится
(КонсультантПлюс, 2025)Какие коды ОКВЭД указывать в плане закупки, если на момент планирования заказчик точно не знает, какая именно продукция понадобится
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Далее рассмотрим ситуацию, когда заказчик знает о недостатке. В Нидерландах подрядчик может доказать, что заказчик знал о недостатках, и тем самым освободиться от ответственности или разделить ее на основании ст. 6:101 ГК Нидерландов ("Вина потерпевшего лица"). Более того, в некоторых делах суды вменяют заказчику знание нанятого им специалиста <1>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Далее рассмотрим ситуацию, когда заказчик знает о недостатке. В Нидерландах подрядчик может доказать, что заказчик знал о недостатках, и тем самым освободиться от ответственности или разделить ее на основании ст. 6:101 ГК Нидерландов ("Вина потерпевшего лица"). Более того, в некоторых делах суды вменяют заказчику знание нанятого им специалиста <1>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Но есть и обратная сторона медали, о которой практически ничего не пишут российские специалисты. Заказчик по швейцарскому праву не может ссылаться на нарушение подрядчиком его обязанности по предостережению тогда, когда подрядчик представит доказательства, что ничего бы не изменилось в ходе развития ситуации и при незамедлительном уведомлении заказчика, например, что заказчик все равно использовал бы материал с недостатками или настаивал на строительстве на непригодной для этого стройплощадке. Для такого доказательства достаточно, если подрядчик подтвердит, что заказчик знал о данных обстоятельствах (опасностях) и без уведомления, а значит, осознанно принимал на себя связанные с этим риски. Если такое доказывание со стороны подрядчика прошло успешно, то считается установленным, что в действительности вообще не существовало никакой обязанности по уведомлению, так как целью нормы по уведомлению заказчика об опасностях не может быть возложение на подрядчика обязанности к совершению бессмысленного действия <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Но есть и обратная сторона медали, о которой практически ничего не пишут российские специалисты. Заказчик по швейцарскому праву не может ссылаться на нарушение подрядчиком его обязанности по предостережению тогда, когда подрядчик представит доказательства, что ничего бы не изменилось в ходе развития ситуации и при незамедлительном уведомлении заказчика, например, что заказчик все равно использовал бы материал с недостатками или настаивал на строительстве на непригодной для этого стройплощадке. Для такого доказательства достаточно, если подрядчик подтвердит, что заказчик знал о данных обстоятельствах (опасностях) и без уведомления, а значит, осознанно принимал на себя связанные с этим риски. Если такое доказывание со стороны подрядчика прошло успешно, то считается установленным, что в действительности вообще не существовало никакой обязанности по уведомлению, так как целью нормы по уведомлению заказчика об опасностях не может быть возложение на подрядчика обязанности к совершению бессмысленного действия <1>.
Статья: Правовое регулирование публичных закупок в России и Бразилии: виды закупок, обеспечение общественного интереса, способы закупок, ценовые пороги
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Однако применение указанного Постановления Конституционного Суда РФ к отношениям в сфере закупок - как государственных (муниципальных), так и "корпоративных", по нашему мнению, представляется неверным не только по той причине, что в указанном Постановлении идет речь о "регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций" (как мы знаем, заказчиками в сфере госзакупок в России выступают государственные органы и некоммерческие организации, к тому же не осуществляющие предпринимательскую деятельность в процессе осуществления своих закупок), но и в связи с особым "уровнем публичности" <35> субъектов, выступающих заказчиками при проведении этих закупок.
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Однако применение указанного Постановления Конституционного Суда РФ к отношениям в сфере закупок - как государственных (муниципальных), так и "корпоративных", по нашему мнению, представляется неверным не только по той причине, что в указанном Постановлении идет речь о "регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций" (как мы знаем, заказчиками в сфере госзакупок в России выступают государственные органы и некоммерческие организации, к тому же не осуществляющие предпринимательскую деятельность в процессе осуществления своих закупок), но и в связи с особым "уровнем публичности" <35> субъектов, выступающих заказчиками при проведении этих закупок.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Дело в том, что ценовые предложения участников электронного конкурса (в т.ч. протокол подачи окончательных предложений о цене контракта, при его наличии) направляются заказчику оператором электронной площадки только после публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе. Соответственно, непосредственно при рассмотрении вторых частей заявки комиссия заказчика не знает <58> ценовых предложений, сделанных участниками, и не может сопоставить их с имеющимися у них уровнями ответственности <59>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Дело в том, что ценовые предложения участников электронного конкурса (в т.ч. протокол подачи окончательных предложений о цене контракта, при его наличии) направляются заказчику оператором электронной площадки только после публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе. Соответственно, непосредственно при рассмотрении вторых частей заявки комиссия заказчика не знает <58> ценовых предложений, сделанных участниками, и не может сопоставить их с имеющимися у них уровнями ответственности <59>.
Статья: Стратегии и тактики доказывания при рассмотрении жалоб в антимонопольном органе
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)<1> См.: Александров Г.А. Злоупотребление правом на обжалование: способы защиты от жалобщиков // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018. N 9. Также см.: Гурин О.Ю., Полянский А.А. Что нужно знать заказчикам о внеплановых проверках по жалобам участников закупок // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. N 7.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)<1> См.: Александров Г.А. Злоупотребление правом на обжалование: способы защиты от жалобщиков // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018. N 9. Также см.: Гурин О.Ю., Полянский А.А. Что нужно знать заказчикам о внеплановых проверках по жалобам участников закупок // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. N 7.
Готовое решение: Что будет, если акт выполненных работ подписало неуполномоченное лицо
(КонсультантПлюс, 2025)Это объясняется тем, что подрядчик, которому предъявлялась доверенность на подписание акта, как добросовестный участник оборота должен был увидеть, что сумма выполненных работ в акте превышает указанную в доверенности. Это значит, что у представителя не было надлежащих полномочий на подписание данного акта и подрядчик не мог об этом не знать. В этом случае, если заказчик откажется оплачивать выполненные работы по такому акту, полагаем, подрядчику будет затруднительно ссылаться на него в обоснование требования об оплате, если только заказчик не одобрит подписание акта в порядке п. 1 ст. 183 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Это объясняется тем, что подрядчик, которому предъявлялась доверенность на подписание акта, как добросовестный участник оборота должен был увидеть, что сумма выполненных работ в акте превышает указанную в доверенности. Это значит, что у представителя не было надлежащих полномочий на подписание данного акта и подрядчик не мог об этом не знать. В этом случае, если заказчик откажется оплачивать выполненные работы по такому акту, полагаем, подрядчику будет затруднительно ссылаться на него в обоснование требования об оплате, если только заказчик не одобрит подписание акта в порядке п. 1 ст. 183 ГК РФ.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Для участника закупки сложность применения ПП 925 состоит в том, что при участии в закупках "с шагом" он с вероятностью 99% не будет заранее знать, применит заказчик приоритет или нет, так как заказчики в соответствии с Законом 223-ФЗ в принципе не обязаны раскрывать в протоколах страну происхождения товаров. Эта неопределенность, по мнению антимонопольных органов, является предпринимательским риском участника закупки, который он должен учитывать при участии в аукционах <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Для участника закупки сложность применения ПП 925 состоит в том, что при участии в закупках "с шагом" он с вероятностью 99% не будет заранее знать, применит заказчик приоритет или нет, так как заказчики в соответствии с Законом 223-ФЗ в принципе не обязаны раскрывать в протоколах страну происхождения товаров. Эта неопределенность, по мнению антимонопольных органов, является предпринимательским риском участника закупки, который он должен учитывать при участии в аукционах <1>.
Готовое решение: Как согласовать условие о предоставлении материалов и оборудования для выполнения работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку заказчик не обязан знать, какими качественными характеристиками должны обладать материалы и оборудование для того, чтобы быть пригодными для выполнения конкретной работы, он может предоставить любые материалы и оборудование, соответствующие обязательным требованиям технических регламентов, а также ГОСТ и других нормативных документов. Однако в интересах обеих сторон согласовать требования к качеству материалов, чтобы избежать ситуации, когда закупленный материал или предоставленное оборудование, которые соответствуют обязательным требованиям указанных документов, тем не менее, окажутся непригодными для выполнения конкретного вида работ, требующих особых качественных характеристик материалов и оборудования, что повлечет простой для подрядчика или дополнительные расходы для заказчика в связи с заменой неподходящего материала или оборудования.
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку заказчик не обязан знать, какими качественными характеристиками должны обладать материалы и оборудование для того, чтобы быть пригодными для выполнения конкретной работы, он может предоставить любые материалы и оборудование, соответствующие обязательным требованиям технических регламентов, а также ГОСТ и других нормативных документов. Однако в интересах обеих сторон согласовать требования к качеству материалов, чтобы избежать ситуации, когда закупленный материал или предоставленное оборудование, которые соответствуют обязательным требованиям указанных документов, тем не менее, окажутся непригодными для выполнения конкретного вида работ, требующих особых качественных характеристик материалов и оборудования, что повлечет простой для подрядчика или дополнительные расходы для заказчика в связи с заменой неподходящего материала или оборудования.