Число судей конституционного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Число судей конституционного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Второй вариант: предлагается увеличить число судей Конституционного Суда, открыть так называемые присутствия Конституционного Суда в федеральных округах с одновременным изменением конституционного процесса путем введения в него понятия "рассмотрение дела по видео-конференц-связи" (это будет вторым последовательным шагом после поправок в законодательство о Конституционном Суде, определяющих возможность взаимодействия в электронном виде Конституционного Суда и заявителя посредством направления соответствующего обращения установленной формы на сайте суда). Такие предложения потребуют внесения изменений в ст. 125 Конституции и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о КС РФ).
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Второй вариант: предлагается увеличить число судей Конституционного Суда, открыть так называемые присутствия Конституционного Суда в федеральных округах с одновременным изменением конституционного процесса путем введения в него понятия "рассмотрение дела по видео-конференц-связи" (это будет вторым последовательным шагом после поправок в законодательство о Конституционном Суде, определяющих возможность взаимодействия в электронном виде Конституционного Суда и заявителя посредством направления соответствующего обращения установленной формы на сайте суда). Такие предложения потребуют внесения изменений в ст. 125 Конституции и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о КС РФ).
Статья: Беспощадная непреложность рецепции: был ли заимствован институт президентства в России?
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Так, Конституционный суд Колумбии, оценивая конституционность третьего президентского срока, обращается непосредственно к принципу разделения властей. По мнению суда, президент, который сохраняет свою должность в течение 12 лет без перерыва (один срок - 4 года), может усилить свое положение в отношении тех властных институтов, которые должны выступать элементами сдержек и противовесов против него, создавая институциональный дисбаланс и нарушая принцип сдержек и противовесов <40>. Аргументы были следующими. Во-первых, президент, который обладает полномочиями по выдвижению и назначению ряда должностных лиц, мог бы контролировать не только исполнительную и законодательную власти, но и судебную, в том числе судей Конституционного Суда РФ, прокурора, омбудсмена, а также ряд независимых ведомств и органов, в частности, Национальный банк. Президент бы получал преимущество перед другими органами, состав которых зависит от его прямого участия, например в части предложения кандидатур. Во-вторых, если законодательная власть (Конгресс) обновляется каждые четыре года, то один президент смог бы оставаться у власти в течение двенадцати лет. Очевидно, что за период своего правления президент обрастает дополнительными связями и влиянием, которые за длительный срок нахождения в должности конвертируются в контроль над остальными ветвями власти. В-третьих, важность определения сроков президента обусловлена не только тем, что он обладает многочисленными полномочиями, но и в целях "координирования срока его полномочий со сроками полномочий других должностных лиц".
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Так, Конституционный суд Колумбии, оценивая конституционность третьего президентского срока, обращается непосредственно к принципу разделения властей. По мнению суда, президент, который сохраняет свою должность в течение 12 лет без перерыва (один срок - 4 года), может усилить свое положение в отношении тех властных институтов, которые должны выступать элементами сдержек и противовесов против него, создавая институциональный дисбаланс и нарушая принцип сдержек и противовесов <40>. Аргументы были следующими. Во-первых, президент, который обладает полномочиями по выдвижению и назначению ряда должностных лиц, мог бы контролировать не только исполнительную и законодательную власти, но и судебную, в том числе судей Конституционного Суда РФ, прокурора, омбудсмена, а также ряд независимых ведомств и органов, в частности, Национальный банк. Президент бы получал преимущество перед другими органами, состав которых зависит от его прямого участия, например в части предложения кандидатур. Во-вторых, если законодательная власть (Конгресс) обновляется каждые четыре года, то один президент смог бы оставаться у власти в течение двенадцати лет. Очевидно, что за период своего правления президент обрастает дополнительными связями и влиянием, которые за длительный срок нахождения в должности конвертируются в контроль над остальными ветвями власти. В-третьих, важность определения сроков президента обусловлена не только тем, что он обладает многочисленными полномочиями, но и в целях "координирования срока его полномочий со сроками полномочий других должностных лиц".
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации одновременно утрачивает статус Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Полномочия Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Лицо, занимающее должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, с прекращением полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации одновременно утрачивает статус Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"7. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации до их прекращения по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Если после вступления в силу статьи 1 настоящего Закона число судей Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющих на день вступления в силу статьи 1 настоящего Закона полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации, соответствует числу судей, предусмотренному статьей 1 настоящего Закона, либо превышает его, новые судьи Конституционного Суда Российской Федерации не назначаются.
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"7. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации до их прекращения по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Если после вступления в силу статьи 1 настоящего Закона число судей Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющих на день вступления в силу статьи 1 настоящего Закона полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации, соответствует числу судей, предусмотренному статьей 1 настоящего Закона, либо превышает его, новые судьи Конституционного Суда Российской Федерации не назначаются.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В рамках первой процедуры должно быть вынесено решение Конституционного Суда РФ, устанавливающее, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не исполняют должностные обязанности или исполняют их ненадлежащим образом. Указанное решение принимается большинством (не менее 2/3 голосов от числа действующих судей Конституционного Суда РФ) тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда РФ (принят Решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В рамках первой процедуры должно быть вынесено решение Конституционного Суда РФ, устанавливающее, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не исполняют должностные обязанности или исполняют их ненадлежащим образом. Указанное решение принимается большинством (не менее 2/3 голосов от числа действующих судей Конституционного Суда РФ) тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда РФ (принят Решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6).
Статья: Российский конституционализм: прошлое, настоящее, будущее
(Иванников И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Конечно, многих юристов волнует вопрос о сокращении числа судей Конституционного Суда РФ. В последние годы этот орган работал в составе 15 судей. В ФРГ Конституционный Суд состоит из двух палат по 8 судей в каждой. Полагаем, что Конституционный Суд РФ однопалатный и в составе 11 судей все же вполне может нормально выполнять свои функции. Вопрос вызывает разный предельный возраст судей, заместителя и Председателя Конституционного Суда РФ. Справедливо бы было установить для всех этих лиц единый возрастной предел - 70 или 75 лет.
(Иванников И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Конечно, многих юристов волнует вопрос о сокращении числа судей Конституционного Суда РФ. В последние годы этот орган работал в составе 15 судей. В ФРГ Конституционный Суд состоит из двух палат по 8 судей в каждой. Полагаем, что Конституционный Суд РФ однопалатный и в составе 11 судей все же вполне может нормально выполнять свои функции. Вопрос вызывает разный предельный возраст судей, заместителя и Председателя Конституционного Суда РФ. Справедливо бы было установить для всех этих лиц единый возрастной предел - 70 или 75 лет.
Интервью: Слово "власть" не должно пугать
("Закон", 2020, N 12)- Конституционная реформа сократила также количество судей в самом главном органе конституционной юстиции в России. Каково оптимальное число судей Конституционного Суда РФ, на ваш взгляд?
("Закон", 2020, N 12)- Конституционная реформа сократила также количество судей в самом главном органе конституционной юстиции в России. Каково оптимальное число судей Конституционного Суда РФ, на ваш взгляд?
Статья: Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9) часть поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем в одном пакете с данными изменениями в окончательной редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" оказался ряд спорных норм, оставшихся к тому же за рамками пояснительной записки к проекту указанного Закона и за рамками какого-либо обсуждения. А именно переименование членов Совета Федерации в сенаторов, значительное сокращение числа судей Конституционного Суда РФ и существенное укрепление полномочий Президента РФ. Расширение же компетенции палат Федерального Собрания по факту оказалось незначительным, тем более что одновременно с предоставлением Государственной думе полномочий по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров установлена возможность роспуска палаты в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур. В окончательной редакции конституционных поправок 2020 г. не нашлось места многим другим, не менее важным и давно назревшим изменениям в Основной Закон. В числе таких изменений - введение прямых выборов в Совет Федерации, предоставление Государственной Думе права отправлять в отставку правительство в целом и отдельных его членов и ряд других.
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9) часть поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 г., заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем в одном пакете с данными изменениями в окончательной редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" оказался ряд спорных норм, оставшихся к тому же за рамками пояснительной записки к проекту указанного Закона и за рамками какого-либо обсуждения. А именно переименование членов Совета Федерации в сенаторов, значительное сокращение числа судей Конституционного Суда РФ и существенное укрепление полномочий Президента РФ. Расширение же компетенции палат Федерального Собрания по факту оказалось незначительным, тем более что одновременно с предоставлением Государственной думе полномочий по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров установлена возможность роспуска палаты в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур. В окончательной редакции конституционных поправок 2020 г. не нашлось места многим другим, не менее важным и давно назревшим изменениям в Основной Закон. В числе таких изменений - введение прямых выборов в Совет Федерации, предоставление Государственной Думе права отправлять в отставку правительство в целом и отдельных его членов и ряд других.
Статья: Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: "кто будет сторожить сторожей"
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Сегодня, когда "президентский" проект Конституции РФ уменьшил число судей Конституционного Суда почти наполовину, стало "модно" говорить, что, дескать, "мал золотник да дорог", приводить в пример органы конституционного правосудия других стран. Так, например, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ Михаил Барщевский высказался следующим образом: "Нужно ли 19 человек или достаточно 11 - это не принципиальный вопрос, важно, что не один, и важно, что не три, главное, чтобы полифония мнений была достаточно широкая" <2>. Тут Михаил Юрьевич несколько лукавит: социологи приходят к выводу, что "если суд составляет группа компетентных судей, каждый из которых принимает "верное" решение с вероятностью хотя бы чуть-чуть больше чем 1/2, то больший размер суда будет повышать качество правосудия" <3>. Это так называемая "теорема жюри" которую математически (!) доказал маркиз де Кондорсе еще в XVIII в. В этом смысле 19 судей для принятия взвешенного решения все же предпочтительнее, чем 11, но дело в общем-то даже не в этом, а в том, откуда "берутся" вот эти странные цифры - 19, 11.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Сегодня, когда "президентский" проект Конституции РФ уменьшил число судей Конституционного Суда почти наполовину, стало "модно" говорить, что, дескать, "мал золотник да дорог", приводить в пример органы конституционного правосудия других стран. Так, например, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ Михаил Барщевский высказался следующим образом: "Нужно ли 19 человек или достаточно 11 - это не принципиальный вопрос, важно, что не один, и важно, что не три, главное, чтобы полифония мнений была достаточно широкая" <2>. Тут Михаил Юрьевич несколько лукавит: социологи приходят к выводу, что "если суд составляет группа компетентных судей, каждый из которых принимает "верное" решение с вероятностью хотя бы чуть-чуть больше чем 1/2, то больший размер суда будет повышать качество правосудия" <3>. Это так называемая "теорема жюри" которую математически (!) доказал маркиз де Кондорсе еще в XVIII в. В этом смысле 19 судей для принятия взвешенного решения все же предпочтительнее, чем 11, но дело в общем-то даже не в этом, а в том, откуда "берутся" вот эти странные цифры - 19, 11.