Чем отличается муниципальный контракт от государственного
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается муниципальный контракт от государственного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о неправомерном применении им режима ЕНВД. Суд установил, что предприниматель, применяющий ЕНВД в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, заключил договоры с бюджетными учреждениями и коммерческими организациями на поставку товаров, оплата которых производилась в безналичной форме. Налоговый орган переквалифицировал договоры розничной реализации товаров в договоры поставки. Признавая правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения, суд указал, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара, при этом форма оплаты правового значения не имеет. Приобретение бюджетными учреждениями и коммерческими обществами продукции не связано с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием этих товаров. Следовательно, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, на основе договоров поставки или государственных (муниципальных) контрактов относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, к которой применяется общий режим налогообложения или упрощенная система налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о неправомерном применении им режима ЕНВД. Суд установил, что предприниматель, применяющий ЕНВД в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, заключил договоры с бюджетными учреждениями и коммерческими организациями на поставку товаров, оплата которых производилась в безналичной форме. Налоговый орган переквалифицировал договоры розничной реализации товаров в договоры поставки. Признавая правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения, суд указал, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара, при этом форма оплаты правового значения не имеет. Приобретение бюджетными учреждениями и коммерческими обществами продукции не связано с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием этих товаров. Следовательно, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, на основе договоров поставки или государственных (муниципальных) контрактов относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, к которой применяется общий режим налогообложения или упрощенная система налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Концессионные соглашения и СГЧП являются долгосрочными договорами, они могут предусматривать публичные финансовые обязательства на срок, превышающий действие трехлетних лимитов бюджетных обязательств (в отличие от государственных и муниципальных контрактов, которые по общему правилу заключаются на срок до 3 лет). Соответственно, условиями соглашения можно предусмотреть длительную рассрочку выплат со стороны государства в случае, если такие выплаты предусмотрены в соглашении. Более того, размер платежа можно связать с определенными показателями качества объекта соглашения и его эксплуатации. Например, если снег с дороги в зимний период убирается плохо или нет освещения, в соглашении может быть предусмотрено снижение размера платежей.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Концессионные соглашения и СГЧП являются долгосрочными договорами, они могут предусматривать публичные финансовые обязательства на срок, превышающий действие трехлетних лимитов бюджетных обязательств (в отличие от государственных и муниципальных контрактов, которые по общему правилу заключаются на срок до 3 лет). Соответственно, условиями соглашения можно предусмотреть длительную рассрочку выплат со стороны государства в случае, если такие выплаты предусмотрены в соглашении. Более того, размер платежа можно связать с определенными показателями качества объекта соглашения и его эксплуатации. Например, если снег с дороги в зимний период убирается плохо или нет освещения, в соглашении может быть предусмотрено снижение размера платежей.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскание неустойки с поставщика по муниципальному контракту не отличается от такого же взыскания по государственному контракту. Рассмотрим подробнее каждый шаг заказчика.
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскание неустойки с поставщика по муниципальному контракту не отличается от такого же взыскания по государственному контракту. Рассмотрим подробнее каждый шаг заказчика.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 364
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет (уже выпускаемые предприятием продукты, произведенные с использованием новых или усовершенствованных методов производства или передачи продуктов, значительно отличающихся от предыдущих)
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет (уже выпускаемые предприятием продукты, произведенные с использованием новых или усовершенствованных методов производства или передачи продуктов, значительно отличающихся от предыдущих)
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет (уже выпускаемые предприятием продукты, произведенные с использованием новых или усовершенствованных методов производства или передачи продуктов, значительно отличающихся от предыдущих)
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет (уже выпускаемые предприятием продукты, произведенные с использованием новых или усовершенствованных методов производства или передачи продуктов, значительно отличающихся от предыдущих)
Готовое решение: Как принять работника во время его декрета - отпуска по уходу за ребенком, оформленного у другого работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор о внешнем совместительстве с работником, который находится в отпуске по уходу за ребенком, оформите в целом так же, как с любым другим совместителем. Обязательно укажите, что работа - по совместительству. Подробно пропишите режим рабочего времени, если у совместителя он отличается от общеустановленного в организации, учитывая при этом ограничения продолжительности рабочего времени совместителя (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ч. 4 ст. 282, ст. 284 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор о внешнем совместительстве с работником, который находится в отпуске по уходу за ребенком, оформите в целом так же, как с любым другим совместителем. Обязательно укажите, что работа - по совместительству. Подробно пропишите режим рабочего времени, если у совместителя он отличается от общеустановленного в организации, учитывая при этом ограничения продолжительности рабочего времени совместителя (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ч. 4 ст. 282, ст. 284 ТК РФ).
Готовое решение: Как заключить договор на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)Аукцион выигрывает тот, кто предложил наиболее выгодную цену. Гражданский кодекс РФ указывает, что для победы нужно предложить наиболее высокую цену (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Однако для некоторых ситуаций действуют особые правила. Так, победителем аукциона по государственным и муниципальным закупкам может стать тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Аукцион выигрывает тот, кто предложил наиболее выгодную цену. Гражданский кодекс РФ указывает, что для победы нужно предложить наиболее высокую цену (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Однако для некоторых ситуаций действуют особые правила. Так, победителем аукциона по государственным и муниципальным закупкам может стать тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Основания внесения изменений в контракт в сфере строительства
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В качестве четвертого (последнего) специального основания внесения изменений в контракт следует рассмотреть основание, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - ПП РФ N 680). Названное Постановление принято в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ и прямо не поименовано в Законе N 44-ФЗ. Основной вопрос у заказчиков состоит в том, кто таким Постановлением может руководствоваться. Исходя из текста Постановления оно применяется исключительно к государственным и муниципальным контрактам и, следовательно, распространяется исключительно на государственных и муниципальных заказчиков. Бюджетные учреждения, применяющие Закон N 44-ФЗ, к государственным и муниципальным заказчикам не относятся и не вправе руководствоваться нормами ПП РФ N 680.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В качестве четвертого (последнего) специального основания внесения изменений в контракт следует рассмотреть основание, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - ПП РФ N 680). Названное Постановление принято в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ и прямо не поименовано в Законе N 44-ФЗ. Основной вопрос у заказчиков состоит в том, кто таким Постановлением может руководствоваться. Исходя из текста Постановления оно применяется исключительно к государственным и муниципальным контрактам и, следовательно, распространяется исключительно на государственных и муниципальных заказчиков. Бюджетные учреждения, применяющие Закон N 44-ФЗ, к государственным и муниципальным заказчикам не относятся и не вправе руководствоваться нормами ПП РФ N 680.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Представляется, что, принимая данное решение, суд неверно применил нормы материального права, в частности не учел, что с позиции осуществления предпринимательской деятельности следует оценивать добычу и использование ОПИ подрядными организациями, которые выступают в качестве самостоятельных субъектов недропользования. При строительстве автомобильных дорог и иных инфраструктурных объектов они действуют не безвозмездно, а в целях получения прибыли от выполнения подрядных работ в рамках государственных (муниципальных) контрактов и иных подобных соглашений. Кроме того, субъекты естественных монополий создают, реконструируют или ремонтируют объекты инфраструктуры и трубопроводы, используя их в дальнейшем для собственной предпринимательской деятельности, что в полной мере не укладывается в общую канву понимания общественно значимых целей при их строительстве, в отличие от возможности использования автомобильных дорог и иных подобных объектов (эстакад, мостов и т.п.).
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Представляется, что, принимая данное решение, суд неверно применил нормы материального права, в частности не учел, что с позиции осуществления предпринимательской деятельности следует оценивать добычу и использование ОПИ подрядными организациями, которые выступают в качестве самостоятельных субъектов недропользования. При строительстве автомобильных дорог и иных инфраструктурных объектов они действуют не безвозмездно, а в целях получения прибыли от выполнения подрядных работ в рамках государственных (муниципальных) контрактов и иных подобных соглашений. Кроме того, субъекты естественных монополий создают, реконструируют или ремонтируют объекты инфраструктуры и трубопроводы, используя их в дальнейшем для собственной предпринимательской деятельности, что в полной мере не укладывается в общую канву понимания общественно значимых целей при их строительстве, в отличие от возможности использования автомобильных дорог и иных подобных объектов (эстакад, мостов и т.п.).
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Особенностью этих механизмов являлся новый вид аукциона, победителем которого признавался участник (юридическое лицо), предложивший наиболее низкую цену в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений договоров купли-продажи, договоров участия в долевом строительстве, государственных и (или) муниципальных контрактов. Начальная цена предмета аукциона - цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения (экономического класса / стандартного жилья), за которую застройщик обязуется реализовать построенное жилье. Аукцион проводился посредством снижения начальной цены аукциона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления определял не только начальную цену аукциона, но и иные условия договора об освоении (о комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса (стандартного жилья).
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Особенностью этих механизмов являлся новый вид аукциона, победителем которого признавался участник (юридическое лицо), предложивший наиболее низкую цену в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений договоров купли-продажи, договоров участия в долевом строительстве, государственных и (или) муниципальных контрактов. Начальная цена предмета аукциона - цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения (экономического класса / стандартного жилья), за которую застройщик обязуется реализовать построенное жилье. Аукцион проводился посредством снижения начальной цены аукциона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления определял не только начальную цену аукциона, но и иные условия договора об освоении (о комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса (стандартного жилья).
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту.
Статья: Модернизация правового регулирования Российской Федерации в области охраны результатов научной деятельности и научной информации на основе анализа зарубежного опыта
(Барабашев А.Г., Пономарева Д.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)В России, как и во всем мире, правило "первой заявки" позволяет широкой категории юридических лиц подавать заявку на патентную защиту, включая государственные предприятия, организации, выполняющие государственные или муниципальные контракты, и работодателей. Американское регулирование также отличается от российского тем, что предусматривает "льготный период" при определенных и ограниченных условиях, что может повлиять на определение приоритета.
(Барабашев А.Г., Пономарева Д.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)В России, как и во всем мире, правило "первой заявки" позволяет широкой категории юридических лиц подавать заявку на патентную защиту, включая государственные предприятия, организации, выполняющие государственные или муниципальные контракты, и работодателей. Американское регулирование также отличается от российского тем, что предусматривает "льготный период" при определенных и ограниченных условиях, что может повлиять на определение приоритета.
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
Статья: Государственные закупки экологически чистой продукции: стимулы vs конкуренция
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)В сфере государственных закупок первоочередной проблемой является исследование, в какой степени правила Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> позволяют заключать контракты, способствующие достижению целей устойчивого развития. При этом следует отметить, что государственные контракты, в отличие от договоров, заключаемых между коммерческими организациями и/или индивидуальными предпринимателями, имеющими значение для сторон сделки, имеют большое социальное значение, в ряде случаев затрагивают права и интересы значительных групп населения.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)В сфере государственных закупок первоочередной проблемой является исследование, в какой степени правила Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> позволяют заключать контракты, способствующие достижению целей устойчивого развития. При этом следует отметить, что государственные контракты, в отличие от договоров, заключаемых между коммерческими организациями и/или индивидуальными предпринимателями, имеющими значение для сторон сделки, имеют большое социальное значение, в ряде случаев затрагивают права и интересы значительных групп населения.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Таким образом, решение о подписании государственных (муниципальных) контрактов принимается контрагентом добровольно, без принуждения со стороны заказчика, с учетом принципов автономии воли и имущественной самостоятельности (ст. 2 ГК РФ), что коренным образом отличает такой механизм от принудительного изъятия. Подобное взаимодействие публичной администрации и частных лиц можно отнести к сфере государственно-частного партнерства в широком смысле (в значении, выходящем за рамки Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <7>.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Таким образом, решение о подписании государственных (муниципальных) контрактов принимается контрагентом добровольно, без принуждения со стороны заказчика, с учетом принципов автономии воли и имущественной самостоятельности (ст. 2 ГК РФ), что коренным образом отличает такой механизм от принудительного изъятия. Подобное взаимодействие публичной администрации и частных лиц можно отнести к сфере государственно-частного партнерства в широком смысле (в значении, выходящем за рамки Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <7>.