Цены на Сахар и масло
Подборка наиболее важных документов по запросу Цены на Сахар и масло (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Почему Налоговый кодекс перестал быть настольной книгой инспектора?
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 5)Такое вмешательство может посеять рознь, отчуждение и конфликты между деловыми партнерами, ухудшить положение компаний малого и среднего бизнеса, которые теряют оборотные средства из-за того, что крупный покупатель отказывается оплачивать часть цены до получения от налоговой службы подтверждения отсутствия разрывов по НДС. Это очередная и более откровенная попытка переложить на тех, кто уже платит свои налоги, бремя налогового контроля контрагентов. Претензии к такому начинанию можно предъявлять и предъявлять, но важно другое: поддерживаемая судами политика вседозволенности налоговых органов начинает разрушать сложившиеся деловые отношения, становится тормозом экономики. Не исключено, что во многом рост цен на сахар, масло и другие продукты повседневного спроса спровоцирован грубым вмешательством налоговой службы в отношения участников сельскохозяйственного рынка, прикрытым заключением отраслевой хартии "добросовестного налогоплательщика".
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 5)Такое вмешательство может посеять рознь, отчуждение и конфликты между деловыми партнерами, ухудшить положение компаний малого и среднего бизнеса, которые теряют оборотные средства из-за того, что крупный покупатель отказывается оплачивать часть цены до получения от налоговой службы подтверждения отсутствия разрывов по НДС. Это очередная и более откровенная попытка переложить на тех, кто уже платит свои налоги, бремя налогового контроля контрагентов. Претензии к такому начинанию можно предъявлять и предъявлять, но важно другое: поддерживаемая судами политика вседозволенности налоговых органов начинает разрушать сложившиеся деловые отношения, становится тормозом экономики. Не исключено, что во многом рост цен на сахар, масло и другие продукты повседневного спроса спровоцирован грубым вмешательством налоговой службы в отношения участников сельскохозяйственного рынка, прикрытым заключением отраслевой хартии "добросовестного налогоплательщика".
Статья: Доктрина продовольственной безопасности - правовая основа органического производства
(Никодимов И.Ю., Земсков Ю.В., Шаповалов Н.И., Мотякова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Всплеск цен на продукты первой необходимости потребовал от Правительства Российской Федерации включить ручное управление ценообразования. Эту роль сыграло временное Соглашение по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло, поэтому справедливым было требование Председателя Правительства России М.В. Мишустина подготовить правовую базу, способную урегулировать все многообразие общественных отношений в этой области.
(Никодимов И.Ю., Земсков Ю.В., Шаповалов Н.И., Мотякова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Всплеск цен на продукты первой необходимости потребовал от Правительства Российской Федерации включить ручное управление ценообразования. Эту роль сыграло временное Соглашение по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло, поэтому справедливым было требование Председателя Правительства России М.В. Мишустина подготовить правовую базу, способную урегулировать все многообразие общественных отношений в этой области.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 333
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)По позициям "семена подсолнечника" и "корнеплоды свеклы сахарной" в форме не должна отражаться продукция, цены на которую получены в результате пересчета переработанной на давальческих началах сельскохозяйственной продукции (например, корнеплоды свеклы сахарной, пересчитанные из сахара; семена подсолнечника - из масла подсолнечного).
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)По позициям "семена подсолнечника" и "корнеплоды свеклы сахарной" в форме не должна отражаться продукция, цены на которую получены в результате пересчета переработанной на давальческих началах сельскохозяйственной продукции (например, корнеплоды свеклы сахарной, пересчитанные из сахара; семена подсолнечника - из масла подсолнечного).
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)В продовольственном сегменте товаров продолжил свое действие зерновой демпфер. В первой половине 2025 года действовали квоты на экспорт различных видов зерновых, а также временный запрет на экспорт сахара за пределы ЕАЭС. Экспорт растительных масел (подсолнечное, рапсовое, соевое) и бобовых регулировался плавающей пошлиной. Для сдерживания цен на отдельные товары (картофель, морковь, яблоки) обнулялись пошлины на импорт из дружественных стран. В непродовольственном сегменте с января 2025 года действует запрет на экспорт бензина за пределы России для компаний, которые не производят нефтепродукты. Также в августе запрет был расширен на производителей нефтепродуктов.
(утв. Банком России)В продовольственном сегменте товаров продолжил свое действие зерновой демпфер. В первой половине 2025 года действовали квоты на экспорт различных видов зерновых, а также временный запрет на экспорт сахара за пределы ЕАЭС. Экспорт растительных масел (подсолнечное, рапсовое, соевое) и бобовых регулировался плавающей пошлиной. Для сдерживания цен на отдельные товары (картофель, морковь, яблоки) обнулялись пошлины на импорт из дружественных стран. В непродовольственном сегменте с января 2025 года действует запрет на экспорт бензина за пределы России для компаний, которые не производят нефтепродукты. Также в августе запрет был расширен на производителей нефтепродуктов.
Вопрос: Кто устанавливает цены на продукты питания?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. К нему относятся: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. К нему относятся: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Интервью: Картели в период пандемии (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, заведующим кафедрой конкурентного права РАНХиГС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Во всем мире наблюдается рекордный рост цен на базовые продукты питания, и Россия в этом плане не исключение. Сахар, подсолнечное масло, яйца и другие продукты массового спроса заметно подорожали. Наверняка есть и те, кто захотел воспользоваться ситуацией и заработать на этом. Как часто антимонопольные проверки выявляют "продуктовые" картели?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Во всем мире наблюдается рекордный рост цен на базовые продукты питания, и Россия в этом плане не исключение. Сахар, подсолнечное масло, яйца и другие продукты массового спроса заметно подорожали. Наверняка есть и те, кто захотел воспользоваться ситуацией и заработать на этом. Как часто антимонопольные проверки выявляют "продуктовые" картели?
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Следующая проблема российской экономики связана с тем, что за те тридцать лет, которые прошли с момента начала строительства новой российской государственности, лишь некоторые направления национальной экономики смогли выйти на рыночный уровень развития, все остальные продолжают воспроизводство в устаревших формах административно-командной системы, где основная роль принадлежит естественным монополиям, что исключает свободу конкуренции, различные формы собственности, рыночную саморегуляцию и невмешательство государства в отношения и хозяйственную деятельность. Поэтому она демонстрирует несвойственные для рыночной экономики признаки - несбалансированность на рынке спроса и предложений (в качестве примера можно привести недавнее урегулирование президентом страны в ручном режиме взлета цен на подсолнечное масло и сахар), показатели которой увеличиваются с каждым годом; значительное повышение объемов теневой экономики; чрезмерный рост цен; развал общенационального рынка; присутствие скрытой безработицы и т.д.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Следующая проблема российской экономики связана с тем, что за те тридцать лет, которые прошли с момента начала строительства новой российской государственности, лишь некоторые направления национальной экономики смогли выйти на рыночный уровень развития, все остальные продолжают воспроизводство в устаревших формах административно-командной системы, где основная роль принадлежит естественным монополиям, что исключает свободу конкуренции, различные формы собственности, рыночную саморегуляцию и невмешательство государства в отношения и хозяйственную деятельность. Поэтому она демонстрирует несвойственные для рыночной экономики признаки - несбалансированность на рынке спроса и предложений (в качестве примера можно привести недавнее урегулирование президентом страны в ручном режиме взлета цен на подсолнечное масло и сахар), показатели которой увеличиваются с каждым годом; значительное повышение объемов теневой экономики; чрезмерный рост цен; развал общенационального рынка; присутствие скрытой безработицы и т.д.
Статья: Некоторые финансово-правовые аспекты регулирования ценообразования
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Стоит ограничить перечень продуктов, на который распространяется ограничение по предельной торговой (снабженческо-сбытовой) надбавке, оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные. Государственное регулирование цен обязательно должно оставаться на продукцию, работы и услуги субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, которые нарушают требования законодательства о защите экономической конкуренции, устанавливая такие цены или иные условия приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке, или применяя различные цены или различные другие условия к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин.
(Акопян О.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Стоит ограничить перечень продуктов, на который распространяется ограничение по предельной торговой (снабженческо-сбытовой) надбавке, оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные. Государственное регулирование цен обязательно должно оставаться на продукцию, работы и услуги субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, которые нарушают требования законодательства о защите экономической конкуренции, устанавливая такие цены или иные условия приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке, или применяя различные цены или различные другие условия к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин.
Статья: Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влиянии на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Как отмечается в аналитической записке Банка России, "в ответ на рост внутренних цен Правительство России приняло временные административные меры по ограничению роста цен на рынках многих товаров: сахара, подсолнечного масла, зерна, гречихи, нефтепродуктов, металлов, древесины. Для сдерживания роста цен были использованы разные инструменты: соглашения о фиксации цен с производителями и крупнейшими ретейлерами, демпферные механизмы (на зерно и подсолнечное масло, корректировка параметров демпфера для нефтепродуктов), государственные интервенции (для сахара и в планах для зерна) и создание единой информационной системы контроля качества и прослеживаемости всех этапов производства, хранения и реализации зерна и продуктов его переработки" <9>.
(Егорова М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Как отмечается в аналитической записке Банка России, "в ответ на рост внутренних цен Правительство России приняло временные административные меры по ограничению роста цен на рынках многих товаров: сахара, подсолнечного масла, зерна, гречихи, нефтепродуктов, металлов, древесины. Для сдерживания роста цен были использованы разные инструменты: соглашения о фиксации цен с производителями и крупнейшими ретейлерами, демпферные механизмы (на зерно и подсолнечное масло, корректировка параметров демпфера для нефтепродуктов), государственные интервенции (для сахара и в планах для зерна) и создание единой информационной системы контроля качества и прослеживаемости всех этапов производства, хранения и реализации зерна и продуктов его переработки" <9>.
Статья: О некоторых мерах по снижению розничных цен на товары на примере Херсонской области
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)ПВЗ позволили усилить конкуренцию и обеспечить снижение цен, в том числе на продовольственные товары "сухой полки": муку, макаронные изделия, крупы, растительное масло, соль, сахар, чай, кофе, консервы мясные, овощные, детское питание и др.
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)ПВЗ позволили усилить конкуренцию и обеспечить снижение цен, в том числе на продовольственные товары "сухой полки": муку, макаронные изделия, крупы, растительное масло, соль, сахар, чай, кофе, консервы мясные, овощные, детское питание и др.
Статья: Правовые коллизии, возникающие при формировании национальной системы финансовых и товарных индикаторов
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Тем не менее сторонники биржевой торговли продолжают продвигать аналогичные законодательные инициативы. Комитет Госдумы по финансовому рынку в конце марта 2025 г. направил на согласование ведомств законопроект, которым предлагает законодательно закрепить практику, при которой Правительство получит право устанавливать обязательную долю продаж отдельных товаров на бирже (до 25% от объема их производства или объема продаж) для формирования национальных ценовых индикаторов. В документе прописывается впечатляющий перечень товаров: рыба и морепродукты, зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза), масличные (соя, подсолнечник, рапс), сахарная свекла, подсолнечное масло, белый сахар, кормовые продукты (подсолнечный и соевый шрот), строительные и минеральные материалы, уголь (каменный, бурый, коксующийся, антрацит), нефтехимия и базовая химия (бензол, парафины, аммиак, кислоты, соли, ацетон, метанол), удобрения, полимеры и пластики, лесоматериалы, необработанная древесина различных пород, драгоценные металлы и камни (золото, серебро, платина, палладий, родий, алмазы), металлы и металлопродукция - слябы, арматура, стальной лом, чугун, никель, алюминий, кобальт, свинец <5>.
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Тем не менее сторонники биржевой торговли продолжают продвигать аналогичные законодательные инициативы. Комитет Госдумы по финансовому рынку в конце марта 2025 г. направил на согласование ведомств законопроект, которым предлагает законодательно закрепить практику, при которой Правительство получит право устанавливать обязательную долю продаж отдельных товаров на бирже (до 25% от объема их производства или объема продаж) для формирования национальных ценовых индикаторов. В документе прописывается впечатляющий перечень товаров: рыба и морепродукты, зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза), масличные (соя, подсолнечник, рапс), сахарная свекла, подсолнечное масло, белый сахар, кормовые продукты (подсолнечный и соевый шрот), строительные и минеральные материалы, уголь (каменный, бурый, коксующийся, антрацит), нефтехимия и базовая химия (бензол, парафины, аммиак, кислоты, соли, ацетон, метанол), удобрения, полимеры и пластики, лесоматериалы, необработанная древесина различных пород, драгоценные металлы и камни (золото, серебро, платина, палладий, родий, алмазы), металлы и металлопродукция - слябы, арматура, стальной лом, чугун, никель, алюминий, кобальт, свинец <5>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере ценообразования на социально значимые товары
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Результаты анализа надзорной деятельности в этой сфере показали, что в 2023 г. прокуроры реагировали на превышение регулируемых предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, продаваемые на указанных территориях.
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Результаты анализа надзорной деятельности в этой сфере показали, что в 2023 г. прокуроры реагировали на превышение регулируемых предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, продаваемые на указанных территориях.
Статья: Прогресс и вызовы в формировании системы национальных ценовых индикаторов
(Шаститко А.Е., Мелешкина А.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Для формирования СНЦИ используются биржевые и внебиржевые ценовые индексы товарных рынков, среди действующих индексов (в открытом доступе) <7>: биржевой индекс пшеницы, внебиржевой индекс сахара, внебиржевой индекс подсолнечного масла, биржевой индекс аффинированного золота, биржевые и внебиржевые индексы бензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута и сжиженного углеводородного газа (СУГ).
(Шаститко А.Е., Мелешкина А.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Для формирования СНЦИ используются биржевые и внебиржевые ценовые индексы товарных рынков, среди действующих индексов (в открытом доступе) <7>: биржевой индекс пшеницы, внебиржевой индекс сахара, внебиржевой индекс подсолнечного масла, биржевой индекс аффинированного золота, биржевые и внебиржевые индексы бензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута и сжиженного углеводородного газа (СУГ).