Бремя содержания муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Бремя содержания муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ"Указание на удовлетворение исковых требований за счет муниципального образования не является заменой ответчика в смысле ст. 46 АПК РФ, так как суд указал надлежащее лицо, которое несет бремя содержания находящегося в муниципальной собственности имущества в лице органа, поименованного истцом в качестве ответчика по делу (п. 2 ст. 125 ГК РФ)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии" Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество, полагая, что бремя содержания бесхозяйного имущества (трансформаторов) несет муниципальное образование как балансодержатель данного имущества, а кабельных линий - предприниматель как сторона по договору, предъявило иск о взыскании с предпринимателя и муниципального образования стоимости потерь электроэнергии в бесхозяйных объектах.
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество, полагая, что бремя содержания бесхозяйного имущества (трансформаторов) несет муниципальное образование как балансодержатель данного имущества, а кабельных линий - предприниматель как сторона по договору, предъявило иск о взыскании с предпринимателя и муниципального образования стоимости потерь электроэнергии в бесхозяйных объектах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Следовательно, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории МО, как разновидность деятельности по обращению с безнадзорными животными, может осуществляться МО как в отношении животных, находящихся в муниципальной собственности, так и не находящихся в ней. Ряд ОМС воспользовались правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и приняли соответствующие акты <30>. Однако реализация или нереализация ОМС права на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев не связана с возникновением права муниципальной собственности на безнадзорных животных, если в течение 6 месяцев с момента заявления о задержании таких животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных. Возникновение права муниципальной собственности и несения бремени содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, также не зависит от того обстоятельства, воспользовался ли ОМС правом на осуществление деятельности по обращению с безнадзорными домашними животными.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Следовательно, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории МО, как разновидность деятельности по обращению с безнадзорными животными, может осуществляться МО как в отношении животных, находящихся в муниципальной собственности, так и не находящихся в ней. Ряд ОМС воспользовались правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и приняли соответствующие акты <30>. Однако реализация или нереализация ОМС права на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев не связана с возникновением права муниципальной собственности на безнадзорных животных, если в течение 6 месяцев с момента заявления о задержании таких животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных. Возникновение права муниципальной собственности и несения бремени содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, также не зависит от того обстоятельства, воспользовался ли ОМС правом на осуществление деятельности по обращению с безнадзорными домашними животными.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Впрочем, в абз. 4 п. 4.1 Постановления Суд, возлагая на муниципалитеты бремя содержания животных, поступивших в муниципальную собственность, подчеркивает, "что гражданско-правовые нормы о безнадзорных животных распространяются и на тех из них, в отношении которых возможно использование (извлечение выгоды), в том числе для местных нужд. Поэтому данное регулирование предполагает необходимость достижения надлежащего баланса блага для муниципального образования как приобретателя безнадзорных животных в собственность в силу закона и бремени, которое уравновешивается также отмеченным вспомогательным характером механизма принятия животных в муниципальную собственность". Но какие случаи извлечения выгоды имеет в виду Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая переполненные приюты для собак и кошек? И ради каких конкретно "местных нужд", учитывая их формальную определенность в перечне вопросов местного значения, могут быть использованы безнадзорные животные?
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Впрочем, в абз. 4 п. 4.1 Постановления Суд, возлагая на муниципалитеты бремя содержания животных, поступивших в муниципальную собственность, подчеркивает, "что гражданско-правовые нормы о безнадзорных животных распространяются и на тех из них, в отношении которых возможно использование (извлечение выгоды), в том числе для местных нужд. Поэтому данное регулирование предполагает необходимость достижения надлежащего баланса блага для муниципального образования как приобретателя безнадзорных животных в собственность в силу закона и бремени, которое уравновешивается также отмеченным вспомогательным характером механизма принятия животных в муниципальную собственность". Но какие случаи извлечения выгоды имеет в виду Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая переполненные приюты для собак и кошек? И ради каких конкретно "местных нужд", учитывая их формальную определенность в перечне вопросов местного значения, могут быть использованы безнадзорные животные?
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В силу водного и земельного законодательства пруды оцениваются как принадлежность земельных участков. Согласно принципу единой судьбы пруды могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности. На собственников прудов падает бремя их содержания. В частности, в г. Москве обновляются многие старинные пруды: удаляют слои ила, обеспечивают водонепроницаемость его ложа (во избежание непроизвольного опорожнения), высаживают новые зеленые насаждения <1>. Специальная программа "Шесть прудов СВАО" (2014 - 2023 гг.) позволила реабилитировать Медведковский, Кольский, Капустинский, Ясный, а также Большой и Малый Лазоревые пруды <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В силу водного и земельного законодательства пруды оцениваются как принадлежность земельных участков. Согласно принципу единой судьбы пруды могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности. На собственников прудов падает бремя их содержания. В частности, в г. Москве обновляются многие старинные пруды: удаляют слои ила, обеспечивают водонепроницаемость его ложа (во избежание непроизвольного опорожнения), высаживают новые зеленые насаждения <1>. Специальная программа "Шесть прудов СВАО" (2014 - 2023 гг.) позволила реабилитировать Медведковский, Кольский, Капустинский, Ясный, а также Большой и Малый Лазоревые пруды <2>.