Благоустройство земель общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство земель общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45.1 "Содержание правил благоустройства территории муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из содержания статьи 45.1 названного Федерального закона, пунктов 1 и 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что благоустройство территории осуществляется в рамках градостроительной деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Ни у кого не вызывает возражений регламентация благоустройства территорий на территориях общего пользования. Вместе с тем действие правил благоустройства распространяется и на земельные участки, находящиеся в частной собственности, ограничивая тем самым права собственников таких участков и объектов капитального строительства по их использованию.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Ни у кого не вызывает возражений регламентация благоустройства территорий на территориях общего пользования. Вместе с тем действие правил благоустройства распространяется и на земельные участки, находящиеся в частной собственности, ограничивая тем самым права собственников таких участков и объектов капитального строительства по их использованию.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)а) оспариваемое положение о благоустройстве территории предусматривает участие в содержании территорий общего пользования только собственников прилегающих объектов недвижимости, которые используют эти территории, а между тем истцом не доказано, чтобы ответчики каким-либо образом их использовали;
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)а) оспариваемое положение о благоустройстве территории предусматривает участие в содержании территорий общего пользования только собственников прилегающих объектов недвижимости, которые используют эти территории, а между тем истцом не доказано, чтобы ответчики каким-либо образом их использовали;
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
"СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75"
(утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр)
(ред. от 27.12.2024)4.2 Требования настоящего свода правил должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, общественных пространств, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения; мероприятий по повышению микроклиматического комфорта территории [1], [15].
(утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр)
(ред. от 27.12.2024)4.2 Требования настоящего свода правил должны соблюдаться при проектировании, производстве и приемке: работ по благоустройству территории; работ с растительным грунтом; работ по устройству проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, откосов, площадок, оград, общественных пространств, открытых плоскостных спортивных сооружений, элементов инженерных коммуникаций; работ по оборудованию мест отдыха и озеленения; мероприятий по повышению микроклиматического комфорта территории [1], [15].
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. В договоре должны содержаться основанные на нормах не гражданского, а административного или других отраслей публичного права публично-правовые обязательства его участников, подлежащие исполнению в течение всего срока действия договора (например, обязательства по обеспечению организации дорожного движения и его безопасности, охране окружающей среды, недр, объектов культурного наследия, обеспечению благоустройства территорий общего пользования, обучению и повышению квалификации государственных служащих).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. В договоре должны содержаться основанные на нормах не гражданского, а административного или других отраслей публичного права публично-правовые обязательства его участников, подлежащие исполнению в течение всего срока действия договора (например, обязательства по обеспечению организации дорожного движения и его безопасности, охране окружающей среды, недр, объектов культурного наследия, обеспечению благоустройства территорий общего пользования, обучению и повышению квалификации государственных служащих).
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Кстати, в Калужской области предусматривается создание и памятников садово-паркового искусства, и городских парков (скверов). Причем под последними понимаются "озелененные территории общего пользования с развитой системой благоустройства, расположенные на землях населенных пунктов и предназначенные для отдыха населения" (ст. 34.1 Закона Калужской области об ООПТ). Очевидно, что различие городских парков (скверов) и памятников садово-паркового искусства не столь велико, чтобы их можно было считать отдельными категориями ООПТ. Вероятно, по причине такой конкуренции в Калужской области и нет ни одного памятника садово-паркового искусства, зато существует два городских парка: "Парк имени К.Э. Циолковского" и "Городской парк культуры и отдыха", находящиеся в Калуге.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Кстати, в Калужской области предусматривается создание и памятников садово-паркового искусства, и городских парков (скверов). Причем под последними понимаются "озелененные территории общего пользования с развитой системой благоустройства, расположенные на землях населенных пунктов и предназначенные для отдыха населения" (ст. 34.1 Закона Калужской области об ООПТ). Очевидно, что различие городских парков (скверов) и памятников садово-паркового искусства не столь велико, чтобы их можно было считать отдельными категориями ООПТ. Вероятно, по причине такой конкуренции в Калужской области и нет ни одного памятника садово-паркового искусства, зато существует два городских парка: "Парк имени К.Э. Циолковского" и "Городской парк культуры и отдыха", находящиеся в Калуге.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.