Благоустройство территории городского округа
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории городского округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...по результатам электронного аукциона... заключен муниципальный контракт... в соответствии с условиями которого Подрядчик [субъект малого предпринимательства - ред.] обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству общественных территорий городского округа...
(КонсультантПлюс, 2025)"...по результатам электронного аукциона... заключен муниципальный контракт... в соответствии с условиями которого Подрядчик [субъект малого предпринимательства - ред.] обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству общественных территорий городского округа...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа... администрацией выявлено, что фасад здания... находится в неудовлетворительном состоянии - вздутие и отслоение штукатурного слоя здания...
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа... администрацией выявлено, что фасад здания... находится в неудовлетворительном состоянии - вздутие и отслоение штукатурного слоя здания...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях нормативными правовыми актами местного уровня регламентируются правила и требования к размещению источников открытого огня, например, мангалов на территории сезонных (летних) кафе (например, ч. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях нормативными правовыми актами местного уровня регламентируются правила и требования к размещению источников открытого огня, например, мангалов на территории сезонных (летних) кафе (например, ч. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14).
Статья: Пожарная безопасность при установке мангала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, п. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14, установлены следующие требования к размещению мангалов в сезонных (летних) кафе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, п. 44 ст. 29 Правил благоустройства территорий городского округа Солнечногорск Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 10.12.2019 N 230/14, установлены следующие требования к размещению мангалов в сезонных (летних) кафе:
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Проверяя полномочия административного ответчика, суды, проанализировав положения пунктов 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) об отнесении к вопросам местного значения организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и утверждения правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе организацию озеленения, нормы Закона об охране окружающей среды, положения Правил благоустройства территории города, утвержденных решением городской Думы, согласно которым порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений устанавливается администрацией города, сделали заключение о несостоятельности утверждения административного истца об отсутствии у Администрации полномочия на принятие Порядка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Проверяя полномочия административного ответчика, суды, проанализировав положения пунктов 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) об отнесении к вопросам местного значения организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и утверждения правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе организацию озеленения, нормы Закона об охране окружающей среды, положения Правил благоустройства территории города, утвержденных решением городской Думы, согласно которым порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений устанавливается администрацией города, сделали заключение о несостоятельности утверждения административного истца об отсутствии у Администрации полномочия на принятие Порядка.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<7> Например, в Петрозаводском городском округе приняты и действуют Правила благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Петрозаводским городским советом решением 29 сессии 28 созыва от 26 февраля 2020 г. N 28/29-586, и принятое на основании Правил Решение Петрозаводского городского совета от 18 декабря 2020 г. N 28/36-666 "Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа". URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/.
Статья: Особенности правового регулирования размещения блоков кондиционеров на фасадах жилых зданий
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<9> См.: ст. 38 решения Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 29 ноября 2018 г. N 67/8 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области" // Красногорские вести. 2018. 25 декабря.
(Чистов А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<9> См.: ст. 38 решения Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 29 ноября 2018 г. N 67/8 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области" // Красногорские вести. 2018. 25 декабря.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд отверг доводы Министерства о том, что надлежащим ответчиком - в силу Постановления КС РФ - является не Министерство, а орган местного самоуправления - администрация г. Екатеринбурга, в чьи полномочия входит организация благоустройства территории городского округа, контроль за выдачей разрешений на выполнение работ по уходу за зелеными насаждениями. Поскольку несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках из состава земель неразграниченной собственности, полномочия по распоряжению которыми принадлежит органам государственной власти Свердловской области, постольку Министерство является уполномоченным органом на распоряжение указанными земельными участками, и, как следствие, именно на нем лежит обязанность по ликвидации данной свалки.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд отверг доводы Министерства о том, что надлежащим ответчиком - в силу Постановления КС РФ - является не Министерство, а орган местного самоуправления - администрация г. Екатеринбурга, в чьи полномочия входит организация благоустройства территории городского округа, контроль за выдачей разрешений на выполнение работ по уходу за зелеными насаждениями. Поскольку несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках из состава земель неразграниченной собственности, полномочия по распоряжению которыми принадлежит органам государственной власти Свердловской области, постольку Министерство является уполномоченным органом на распоряжение указанными земельными участками, и, как следствие, именно на нем лежит обязанность по ликвидации данной свалки.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)<13> Решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 11 сентября 2019 г. N 4-40/406 "Правила благоустройства территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" // СПС "Гарант".
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)<13> Решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 11 сентября 2019 г. N 4-40/406 "Правила благоустройства территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" // СПС "Гарант".
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) различает экологические (равно как и все остальные) полномочия для различных видов муниципальных образований. В частности, он относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в его границах; участие в организации деятельности по накоплению (включая раздельное накопление), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа; организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах округа; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения и ряд других. Данные полномочия могут конкретизироваться в других федеральных законах.
Статья: Порядок выявления и перемещения (эвакуации) брошенного, бесхозяйного и (или) разукомплектованного автотранспорта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Правилами благоустройства территории Одинцовского городского округа Московской области, утв. Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 27.12.2019 N 11/13 (далее - Правила благоустройства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Правилами благоустройства территории Одинцовского городского округа Московской области, утв. Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 27.12.2019 N 11/13 (далее - Правила благоустройства);
Статья: Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек в Российской Федерации
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Необходимо отметить, что в некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления в своих Правилах благоустройства или правилах содержания домашних животных устанавливают предельное количество домашних кошек на одного владельца. Так, Правила благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы от 4 июля 2018 г. <22>, установили, что не допускается содержание в квартирах многоквартирных домов взрослых кошек в количестве более двух особей. Или еще пример. Правила содержания домашних животных на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденные решением Думы городского округа город Волгореченск от 23 апреля 2009 г. <23>, предусматривают, что в многоквартирных жилых домах запрещается содержание одним владельцем более пяти кошек.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например, Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 14 февраля 2019 г. N 91 (в ред. от 27 мая 2021 г.) "Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита". URL: http://www.admin.chita.ru. Утратило силу с 1 января 2022 г. в соответствии с Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 10 января 2022 г. N 05.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например, Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 14 февраля 2019 г. N 91 (в ред. от 27 мая 2021 г.) "Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита". URL: http://www.admin.chita.ru. Утратило силу с 1 января 2022 г. в соответствии с Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 10 января 2022 г. N 05.