Благоустройство дворовых территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство дворовых территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Договор подряда на озеленение, благоустройство дворовой территории
(КонсультантПлюс, 2025)Договор подряда на озеленение, благоустройство дворовой территории
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок благоустройства дворовых территорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок благоустройства дворовых территорий
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
(ред. от 31.07.2025)36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)3. Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)3. Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Статья: Обзор практики применения оснований для изменения существенных условий контракта, действующих исключительно в 2022 году
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Пример. Заключенный 13 декабря 2021 г. контракт на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий не предусматривал авансовых платежей. Однако 24 декабря 2021 г. стороны заключили дополнительное соглашение об авансировании работ в размере 50% от цены контракта, что составило 2 525 252,50 руб.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Пример. Заключенный 13 декабря 2021 г. контракт на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий не предусматривал авансовых платежей. Однако 24 декабря 2021 г. стороны заключили дополнительное соглашение об авансировании работ в размере 50% от цены контракта, что составило 2 525 252,50 руб.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 (ред. от 12.01.2024) утверждены Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры. Они направлены на обеспечение создания комфортной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований в части привлечения населения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту через развитие уличной детской игровой и спортивной инфраструктуры.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 (ред. от 12.01.2024) утверждены Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры. Они направлены на обеспечение создания комфортной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований в части привлечения населения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту через развитие уличной детской игровой и спортивной инфраструктуры.
Статья: Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)В данном случае законодателю нельзя забывать, что ТОС, по сути, представляет собой добровольное объединение граждан. Как правило, первопричиной данного объединения является то, что перед местными жителями стоит та или иная проблема, для разрешения которой и создается орган ТОС. Соответственно, нетрудно представить ситуацию, когда жители создали ТОС для разрешения определенной проблемы, например для проведения благоустройства дворовой территории и обустройства детской площадки, после чего узнали, что в соответствии с действующим законодательством они должны решить еще целый ряд вопросов, так как нормативный акт предусматривает передачу ТОСам определенного перечня вопросов местного значения.
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)В данном случае законодателю нельзя забывать, что ТОС, по сути, представляет собой добровольное объединение граждан. Как правило, первопричиной данного объединения является то, что перед местными жителями стоит та или иная проблема, для разрешения которой и создается орган ТОС. Соответственно, нетрудно представить ситуацию, когда жители создали ТОС для разрешения определенной проблемы, например для проведения благоустройства дворовой территории и обустройства детской площадки, после чего узнали, что в соответствии с действующим законодательством они должны решить еще целый ряд вопросов, так как нормативный акт предусматривает передачу ТОСам определенного перечня вопросов местного значения.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Задачи по повышению комфортности городской среды реализуются в рамках специальной муниципальной программы, рассчитанной на 2019 - 2025 гг. <3>. Согласно программе в г. Тюмени решаются две ключевые задачи - "повышение уровня благоустройства дворовых территорий" и "повышение уровня благоустройства общественных пространств, включая озеленение территорий". Согласно данным программы в Калининском округе г. Тюмени находится наибольшая доля дворовых территорий (34%), далее идут Ленинский (26%), Центральный (23%) и Восточный округа (17%) <4>.
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Задачи по повышению комфортности городской среды реализуются в рамках специальной муниципальной программы, рассчитанной на 2019 - 2025 гг. <3>. Согласно программе в г. Тюмени решаются две ключевые задачи - "повышение уровня благоустройства дворовых территорий" и "повышение уровня благоустройства общественных пространств, включая озеленение территорий". Согласно данным программы в Калининском округе г. Тюмени находится наибольшая доля дворовых территорий (34%), далее идут Ленинский (26%), Центральный (23%) и Восточный округа (17%) <4>.
Статья: Участник закупки - "упрощенец"
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Спор возник из-за оплаты работ по ремонту улиц и благоустройству дворовых территорий. Муниципальный заказчик в суде указал, что по результатам контрольного мероприятия счетная палата установила включение подрядчиком в акты формы КС-2 повышающего коэффициента, применение которого не было предусмотрено аукционной документацией и условиями контрактов.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Спор возник из-за оплаты работ по ремонту улиц и благоустройству дворовых территорий. Муниципальный заказчик в суде указал, что по результатам контрольного мероприятия счетная палата установила включение подрядчиком в акты формы КС-2 повышающего коэффициента, применение которого не было предусмотрено аукционной документацией и условиями контрактов.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан является одной из задач политики формирования комфортной городской среды, которой посвящен федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" <1>. В рамках этого проекта введен механизм финансирования работ по благоустройству дворовых территорий, понятие которых специально введено в правовое регулирование, а также внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Изменения вступили в силу с 28 июня 2018 года и позволяют правилами благоустройства территорий муниципальных образований (далее - правила благоустройства) возлагать на собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), организации, осуществляющие управление МКД, обязанность участвовать в благоустройстве прилегающих к МКД и занимаемых такими домами земельных участков (пункты 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ). Особенность этой конструкции заключается в том, что такая обязанность реализуется на территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ), в отношении которой собственники помещений в МКД не обладают вещными правами. Это отличает указанную конструкцию от возлагаемой гражданским и жилищным законодательством обязанности по содержанию МКД, земельных участков и иных объектов недвижимости по месту жительства граждан, обусловленной правовой природой общего имущества собственников помещений в МКД.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан является одной из задач политики формирования комфортной городской среды, которой посвящен федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" <1>. В рамках этого проекта введен механизм финансирования работ по благоустройству дворовых территорий, понятие которых специально введено в правовое регулирование, а также внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Изменения вступили в силу с 28 июня 2018 года и позволяют правилами благоустройства территорий муниципальных образований (далее - правила благоустройства) возлагать на собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), организации, осуществляющие управление МКД, обязанность участвовать в благоустройстве прилегающих к МКД и занимаемых такими домами земельных участков (пункты 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ). Особенность этой конструкции заключается в том, что такая обязанность реализуется на территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ), в отношении которой собственники помещений в МКД не обладают вещными правами. Это отличает указанную конструкцию от возлагаемой гражданским и жилищным законодательством обязанности по содержанию МКД, земельных участков и иных объектов недвижимости по месту жительства граждан, обусловленной правовой природой общего имущества собственников помещений в МКД.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик ссылаться на недостатки работ по договору подряда, если он подписал акт их приемки без замечаний
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установили суды, по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме 21.12.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 0018_2020 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Гусейханова, д. 1, 3, 5 и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы. Срок выполнения работ установлен до 01.10.2021 (пункт 1.3 контракта). Цена контракта составляет 9 745 005 рублей (пункт 2.1 контракта).
Вправе ли заказчик ссылаться на недостатки работ по договору подряда, если он подписал акт их приемки без замечаний
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установили суды, по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме 21.12.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 0018_2020 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Гусейханова, д. 1, 3, 5 и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы. Срок выполнения работ установлен до 01.10.2021 (пункт 1.3 контракта). Цена контракта составляет 9 745 005 рублей (пункт 2.1 контракта).
Статья: Автопарковки на придомовой территории
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Благоустройство дворовых территорий всегда является актуальной проблемой для жителей всех регионов нашей страны и для местных властей. Рассмотрим спорные аспекты данной проблемы.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2021, N 11)Благоустройство дворовых территорий всегда является актуальной проблемой для жителей всех регионов нашей страны и для местных властей. Рассмотрим спорные аспекты данной проблемы.