Безработными не могут быть признаны граждане
Подборка наиболее важных документов по запросу Безработными не могут быть признаны граждане (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такого основания, как отсутствие регистрации по месту жительства в нем не содержится."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 24. Основания отказа признания гражданина безработным
Постановление Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"10. Гражданин, ищущий работу, не может быть признан безработным в следующих случаях:
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"10. Гражданин, ищущий работу, не может быть признан безработным в следующих случаях:
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Граждане, которые не могут признаваться безработными
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Граждане, которые не могут признаваться безработными
Статья: К вопросу о трансформации признаков безработного в новом Законе "О занятости населения в Российской Федерации"
(Корсаненкова Ю.Б., Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Вместе с тем в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 24 нового Закона плательщики налога на профессиональный доход выделены как отдельная категория граждан, которые не могут быть признаны безработными, хотя формально занятыми не признаются. Можно предположить, что данный подход законодателя обусловлен возможностью указанных лиц зарегистрироваться как плательщики налога на профессиональный доход, но реально не осуществлять соответствующей деятельности. Похожая ситуация может иметь место в случае с лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, однако последние отнесены законодателем к числу занятых по факту регистрации. Такие различия, вероятно, обусловлены тем, что правовой статус индивидуальных предпринимателей четко урегулирован действующим законодательством, в то время как статус плательщиков налога на профессиональный доход в контексте занятости не нашел отражения в Законе 2023 г. Представляется необходимым на законодательном уровне определить содержание самозанятости как одной из организационно-правовых форм занятости с целью предоставления плательщикам налога на профессиональный доход возможности получения адекватных мер социальной поддержки.
(Корсаненкова Ю.Б., Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Вместе с тем в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 24 нового Закона плательщики налога на профессиональный доход выделены как отдельная категория граждан, которые не могут быть признаны безработными, хотя формально занятыми не признаются. Можно предположить, что данный подход законодателя обусловлен возможностью указанных лиц зарегистрироваться как плательщики налога на профессиональный доход, но реально не осуществлять соответствующей деятельности. Похожая ситуация может иметь место в случае с лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, однако последние отнесены законодателем к числу занятых по факту регистрации. Такие различия, вероятно, обусловлены тем, что правовой статус индивидуальных предпринимателей четко урегулирован действующим законодательством, в то время как статус плательщиков налога на профессиональный доход в контексте занятости не нашел отражения в Законе 2023 г. Представляется необходимым на законодательном уровне определить содержание самозанятости как одной из организационно-правовых форм занятости с целью предоставления плательщикам налога на профессиональный доход возможности получения адекватных мер социальной поддержки.
Статья: Федеральный закон "О пробации в Российской Федерации" и его реализация
(Громов В.Г., Шошин С.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Более того, правительства субъектов, "помогая профилактике рецидива преступлений", ссылаются на то, что правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения регулируются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Создание рабочих мест для осужденных к принудительным работам не влияет на текущий уровень занятости населения, а трудоустройство названных лиц не регулируется Законом.
(Громов В.Г., Шошин С.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Более того, правительства субъектов, "помогая профилактике рецидива преступлений", ссылаются на то, что правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения регулируются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Создание рабочих мест для осужденных к принудительным работам не влияет на текущий уровень занятости населения, а трудоустройство названных лиц не регулируется Законом.
Ситуация: Выплачивается ли пособие по безработице уволенному пенсионеру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К числу лиц, которые не могут быть признаны безработными, относятся гражданине, которым назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочно), либо пенсия по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К числу лиц, которые не могут быть признаны безработными, относятся гражданине, которым назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочно), либо пенсия по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона N 565-ФЗ).
Статья: Занятость в новом формате
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Безработным не может быть признан гражданин <11>, если он:
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Безработным не может быть признан гражданин <11>, если он:
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)При этом Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ <1> обращают внимание на то, что ОСЗН не вправе отказать в признании безработными гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельности, либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, только по причине непредставления ими органам службы занятости документов о квалификации и средней заработной плате, и указывают на п. 3 ст. 3 Закона о занятости, содержащий исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включающий в себя граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших ОСЗН документы, удостоверяющие их квалификацию, или справку о средней заработной плате.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)При этом Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ <1> обращают внимание на то, что ОСЗН не вправе отказать в признании безработными гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельности, либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, только по причине непредставления ими органам службы занятости документов о квалификации и средней заработной плате, и указывают на п. 3 ст. 3 Закона о занятости, содержащий исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включающий в себя граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших ОСЗН документы, удостоверяющие их квалификацию, или справку о средней заработной плате.
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.