Безопасность военной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Безопасность военной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что относится к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
Статья: Противоречия правового регулирования, связанные с неустановлением надбавки за особые условия службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военно-учебных заведениях на воинских должностях командиров (начальников) подразделений (организаций), исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями
(Сливков А.С., Ананишвили С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Согласно ст. 75 Устава внутренней службы командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, медицинское и бытовое обеспечение.
(Сливков А.С., Ананишвили С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Согласно ст. 75 Устава внутренней службы командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, медицинское и бытовое обеспечение.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 511
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"Глава 5. Безопасность военной службы на корабле
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"Глава 5. Безопасность военной службы на корабле
Статья: Правовая квалификация военной травмы: надлежащая процедура расследования
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое и медицинское обеспечение (п. 2 ст. 27 Закона N 76-ФЗ).
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое и медицинское обеспечение (п. 2 ст. 27 Закона N 76-ФЗ).
Статья: Правовое регулирование делегирования полномочий и ответственности воинскими руководителями: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Наиболее широкий круг полномочий предоставляется руководителям самостоятельных воинских формирований: отдельных войсковых частей, соединений и объединений. Командиры войсковых частей в мирное время, кроме выполнения главной задачи - поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности, отвечают за воинскую дисциплину, воспитание, безопасность военной службы, сохранность всего имущества, все виды обеспечения и т.д. <1>.
(Глухов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Наиболее широкий круг полномочий предоставляется руководителям самостоятельных воинских формирований: отдельных войсковых частей, соединений и объединений. Командиры войсковых частей в мирное время, кроме выполнения главной задачи - поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности, отвечают за воинскую дисциплину, воспитание, безопасность военной службы, сохранность всего имущества, все виды обеспечения и т.д. <1>.
Статья: К вопросу о совершенствовании института социального страхования жизни и здоровья военнослужащих и других работников силовых структур (краткий обзор изменений законодательства)
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)<5> Зименко А.А., Эльмурзаев А.В., Меньшиков Д.А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 1. С. 49 - 53.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)<5> Зименко А.А., Эльмурзаев А.В., Меньшиков Д.А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 1. С. 49 - 53.
Статья: О необходимости внесения изменений в Перечень должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)<1> Зименко А.А., Эльмурзаев А.В., Меньшиков Д.А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 1. С. 49 - 53.
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)<1> Зименко А.А., Эльмурзаев А.В., Меньшиков Д.А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 1. С. 49 - 53.
Статья: Гражданский иск в уголовном деле: позиция военных судов
(Моргуленко Е.А., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Судом первой инстанции не было учтено, что именно на Минобороны России, в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, лежала обязанность доказать отсутствие вины должностных лиц в необеспечении безопасных условий прохождения военной службы, повлекшем гибель А. при исполнении им обязанностей военной службы, и надлежащее исполнение ими требований закона по обеспечению охраны здоровья военнослужащих и безопасности военной службы, поскольку действующее законодательство, подлежащее применению к данным правоотношениям, возлагает на должностных лиц воинских частей реализацию мер по обеспечению безопасных условий службы военнослужащих, направленных на предупреждение гибели (смерти), увечий военнослужащих.
(Моргуленко Е.А., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Судом первой инстанции не было учтено, что именно на Минобороны России, в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, лежала обязанность доказать отсутствие вины должностных лиц в необеспечении безопасных условий прохождения военной службы, повлекшем гибель А. при исполнении им обязанностей военной службы, и надлежащее исполнение ими требований закона по обеспечению охраны здоровья военнослужащих и безопасности военной службы, поскольку действующее законодательство, подлежащее применению к данным правоотношениям, возлагает на должностных лиц воинских частей реализацию мер по обеспечению безопасных условий службы военнослужащих, направленных на предупреждение гибели (смерти), увечий военнослужащих.
Статья: Обязанность граждан заботиться о своем здоровье: можно ли заставить человека быть здоровым?
(Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Нужно сказать, что, помимо общей формулы в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, законодатель закрепляет различные варианты данной обязанности в отношении отдельных категорий лиц. В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляется обязанность обучающихся заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья, в том числе проходить медицинские осмотры, диспансеризацию, медико-психологическую реабилитацию, химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <10> закрепляется обязанность военнослужащего заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ. Как мы видим, речь уже идет о вполне конкретных действиях, которые вменяются военнослужащему в обязанности по сохранению своего здоровья: закаливание, отказ от вредных привычек и т.п.
(Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Нужно сказать, что, помимо общей формулы в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, законодатель закрепляет различные варианты данной обязанности в отношении отдельных категорий лиц. В частности, в п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляется обязанность обучающихся заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья, в том числе проходить медицинские осмотры, диспансеризацию, медико-психологическую реабилитацию, химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <10> закрепляется обязанность военнослужащего заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ. Как мы видим, речь уже идет о вполне конкретных действиях, которые вменяются военнослужащему в обязанности по сохранению своего здоровья: закаливание, отказ от вредных привычек и т.п.
Статья: О значении правильного установления в ходе проводимого в воинской части (иной организации) административного расследования (разбирательства) причинно-следственной связи между фактом и наступившими вредными последствиями
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Согласно положениям абз. 10 ст. 319 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <1> командир обязан организовывать расследование каждого факта причинения вреда здоровью военнослужащих либо факта, повлекшего иные тяжкие последствия в результате нарушения требований безопасности военной службы, а в случае происшествий и правонарушений, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями или причинением вреда здоровью (гибелью) и имуществу местного населения, окружающей среде по вине военнослужащих, - лично участвовать в расследовании, привлекать виновных к ответственности и принимать меры по устранению нарушений требований безопасности военной службы; незамедлительно уведомлять о происшествиях и правонарушениях, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий, военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Согласно положениям абз. 10 ст. 319 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <1> командир обязан организовывать расследование каждого факта причинения вреда здоровью военнослужащих либо факта, повлекшего иные тяжкие последствия в результате нарушения требований безопасности военной службы, а в случае происшествий и правонарушений, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями или причинением вреда здоровью (гибелью) и имуществу местного населения, окружающей среде по вине военнослужащих, - лично участвовать в расследовании, привлекать виновных к ответственности и принимать меры по устранению нарушений требований безопасности военной службы; незамедлительно уведомлять о происшествиях и правонарушениях, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий, военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.