Беспроцентный займ в отчетности

Подборка наиболее важных документов по запросу Беспроцентный займ в отчетности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, поскольку счел, что ввиду утраты права на применение УСН налогоплательщик формально перевел деятельность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на взаимозависимое лицо, применяющее УСН, и неправомерно применял подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении указанных услуг. Поскольку судом были установлены взаимозависимость лиц, наличие единого адреса регистрации и руководителя, ведение бухгалтерского, налогового и складского учета одними и теми же лицами, факты приема контрагентом на работу лиц, уволенных налогоплательщиком, предоставления налогоплательщиком беспроцентных займов контрагенту, направленных на оплату комиссии банка за открытие счета и на оплату лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД, факты подачи нулевой отчетности контрагентом, отсутствие операций по его счетам и работников до заключения договоров с налогоплательщиком, отсутствие экономического смысла деятельности контрагента, так как стоимость выполняемых для налогоплательщика услуг соответствовала размеру начисленный заработной платы и страховых взносов, суд признал обоснованным вывод налогового органа о формальном переводе деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на взаимозависимое лицо, применяющее УСН, в целях получения налоговой выгоды и правомерным доначисление НДС.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 N 01АП-603/2023 по делу N А39-11700/2021
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.
При этом наличие у заявителя финансовой возможности для предоставления займов, даже будучи доказанным, само по себе не свидетельствует о реальности передачи денежных средств заемщику. Суд, помимо прочего, принимает во внимание отсутствие обоснований экономической целесообразности для предоставления должнику беспроцентного займа, при условии, что участники сделки являются фактически аффилированными по отношению друг к другу лицами, а бесспорных сведений о цели предоставления займа и о том, как Общество распорядилось полученными денежными средствами не представлено. Из представленной бухгалтерской отчетности не прослеживается достоверно наличие заемных правоотношений у должника на переданную кредитором сумму.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Каков порядок оформления предоставления финансовой помощи учредителем?
(Консультация эксперта, 2024)
Временная финансовая помощь может быть предоставлена обществу учредителем в виде денежных средств по договору займа с установлением невысокой процентной ставки за пользование деньгами или путем выдачи беспроцентного займа (ст. ст. 807 и 809 ГК РФ, п. 4 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", установленного Указанием Банка России от 10.04.2023 N 6406-У). Денежные средства по договору займа могут быть предоставлены участником обществу на определенные цели или без указания цели (например, для пополнения оборотных средств) (ст. 814 ГК РФ).

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н
(ред. от 04.12.2018)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.
Приказ Минсельхоза РФ от 02.02.2004 N 75
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях"
(вместе с "Отраслевыми Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи")
48. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.