Бесхозяйное имущество муниципальное
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйное имущество муниципальное (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 225 ГК РФ "Бесхозяйные вещи"1.1.2. Предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором и последующий отказ суда в признании права муниципальной собственности на него не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект в силу приобретательной давности (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 234 ГК РФ "Приобретательная давность"1.1.3. Предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором и последующий отказ суда в признании права муниципальной собственности на него не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект в силу приобретательной давности (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обратить бесхозяйную движимую вещь в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформить бесхозяйное движимое имущество в муниципальную собственность без обращения в суд
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформить бесхозяйное движимое имущество в муниципальную собственность без обращения в суд
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
(ред. от 31.07.2025)6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Если иной срок не предусмотрен настоящей статьей, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Если иной срок не предусмотрен настоящей статьей, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Таким образом, в данном случае основанием возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи является решение суда.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Таким образом, в данном случае основанием возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи является решение суда.
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Ключевые слова: бесхозяйное недвижимое имущество, муниципальная собственность, перепрофилирование, отчуждение.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Ключевые слова: бесхозяйное недвижимое имущество, муниципальная собственность, перепрофилирование, отчуждение.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)В то же время эта проблема носит острый характер при применении иных гражданско-правовых конструкций приобретения вещей в муниципальную собственность в отсутствие собственника, прежде всего для бесхозяйных вещей. Обязанность муниципального образования принять указанные объекты в свою собственность может быть обоснована лишь компетенцией местного самоуправления. До тех пор пока такого обоснования не дано, вопрос о том, вправе или обязаны муниципалитеты принять бесхозяйные вещи в муниципальную собственность, останется нерешенным.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)В то же время эта проблема носит острый характер при применении иных гражданско-правовых конструкций приобретения вещей в муниципальную собственность в отсутствие собственника, прежде всего для бесхозяйных вещей. Обязанность муниципального образования принять указанные объекты в свою собственность может быть обоснована лишь компетенцией местного самоуправления. До тех пор пока такого обоснования не дано, вопрос о том, вправе или обязаны муниципалитеты принять бесхозяйные вещи в муниципальную собственность, останется нерешенным.
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В статье "Актуальные проблемы теории земельного права России: монография" (под общ. ред. А.П. Анисимова) ("Юстицинформ", 2020) рассмотрена проблема признания права собственности на бесхозяйные земельные участки и указано, что в части процедуры обращения в собственность бесхозяйных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения существует коллизия двух специальных процедур - приобретательной давности для граждан и юридических лиц и обращения бесхозяйного имущества в муниципальную собственность. В последнем случае речь идет о процедуре, указанной в ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", посвященной судьбе невостребованных земельных долей. Под таковыми понимаются земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3 и более лет подряд (при этом речь не идет о земельных долях, права на которые надлежащим образом зарегистрированы). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В статье "Актуальные проблемы теории земельного права России: монография" (под общ. ред. А.П. Анисимова) ("Юстицинформ", 2020) рассмотрена проблема признания права собственности на бесхозяйные земельные участки и указано, что в части процедуры обращения в собственность бесхозяйных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения существует коллизия двух специальных процедур - приобретательной давности для граждан и юридических лиц и обращения бесхозяйного имущества в муниципальную собственность. В последнем случае речь идет о процедуре, указанной в ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", посвященной судьбе невостребованных земельных долей. Под таковыми понимаются земельные доли, принадлежащие на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3 и более лет подряд (при этом речь не идет о земельных долях, права на которые надлежащим образом зарегистрированы). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок принятия таких вещей на учет установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок принятия таких вещей на учет установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Глава 17. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Глава 17. ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ