БАзовый стандарт защиты прав заемщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу БАзовый стандарт защиты прав заемщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О возврате микрофинансовой организацией заемщику (бывшему заемщику) излишне уплаченных денежных средств по договору потребительского займа.
(Письмо Банка России от 12.12.2023 N 44-13/4816)- в случае получения микрофинансовой организацией обращения от бывшего заемщика с требованием вернуть сумму переплаты, в котором отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета для осуществления перевода микрофинансовой организацией денежных средств бывшему заемщику, либо о месте нахождения бывшего заемщика, в котором микрофинансовая организация должна вернуть ему сумму переплаты наличными, надлежащим выполнением микрофинансовой организацией требований ч. 1 ст. 20 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, для микрофинансовой организации является направление ответа, подтверждающего сумму переплаты, выражающего готовность осуществить ее возврат и содержащего требование представить сведения о реквизитах банковского счета для перевода на него суммы переплаты, или сообщить сведения о месте своего нахождения для передачи ему суммы переплаты наличными, а также содержащего предложение (если бывшему заемщику это удобно) явиться лично (через представителя) в офис микрофинансовой организации для получения денежных средств в кассе. При этом такое требование (предложение) микрофинансовой организации не является уклонением или отказом в выполнении обязательств по возврату переплаты или отсутствием ответа на обращение заемщика, требующего возврата переплаты;
(Письмо Банка России от 12.12.2023 N 44-13/4816)- в случае получения микрофинансовой организацией обращения от бывшего заемщика с требованием вернуть сумму переплаты, в котором отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета для осуществления перевода микрофинансовой организацией денежных средств бывшему заемщику, либо о месте нахождения бывшего заемщика, в котором микрофинансовая организация должна вернуть ему сумму переплаты наличными, надлежащим выполнением микрофинансовой организацией требований ч. 1 ст. 20 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, для микрофинансовой организации является направление ответа, подтверждающего сумму переплаты, выражающего готовность осуществить ее возврат и содержащего требование представить сведения о реквизитах банковского счета для перевода на него суммы переплаты, или сообщить сведения о месте своего нахождения для передачи ему суммы переплаты наличными, а также содержащего предложение (если бывшему заемщику это удобно) явиться лично (через представителя) в офис микрофинансовой организации для получения денежных средств в кассе. При этом такое требование (предложение) микрофинансовой организации не является уклонением или отказом в выполнении обязательств по возврату переплаты или отсутствием ответа на обращение заемщика, требующего возврата переплаты;
Вопрос: О вопросах, связанных с внесением изменений в кредитную историю при установлении микрофинансовой организацией факта оформления займа в результате мошеннических действий третьих лиц.
(Письмо Банка России от 22.12.2023 N 46-7-1/5965)Вопрос: В настоящее время на согласовании Банка России находится проект новой редакции Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (далее - Проект), который предусматривает, что при установлении микрофинансовой организацией факта (признаков) выдачи займа третьему лицу (далее также - факта мошенничества) микрофинансовая организация обязана:
(Письмо Банка России от 22.12.2023 N 46-7-1/5965)Вопрос: В настоящее время на согласовании Банка России находится проект новой редакции Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (далее - Проект), который предусматривает, что при установлении микрофинансовой организацией факта (признаков) выдачи займа третьему лицу (далее также - факта мошенничества) микрофинансовая организация обязана:
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Федеральный закон от 23.11.2024 N 390-ФЗ; Указания Банка России от 12.03.2025 N 7007-У, от 31.03.2025 N 7031-У, N 7032-У и от 21.05.2025 N 7060-У; "Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров" (утв. Банком России 30.04.2025 N КФНП-14))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Федеральный закон от 23.11.2024 N 390-ФЗ; Указания Банка России от 12.03.2025 N 7007-У, от 31.03.2025 N 7031-У, N 7032-У и от 21.05.2025 N 7060-У; "Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров" (утв. Банком России 30.04.2025 N КФНП-14))
Информационное письмо Банка России от 09.06.2018 N ИН-06-59/38
"О недобросовестных практиках, имеющих место в деятельности отдельных МФО"Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, утвержденного Банком России 22.06.2017, применение недобросовестных практик в деятельности МФО не допускается.
"О недобросовестных практиках, имеющих место в деятельности отдельных МФО"Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, утвержденного Банком России 22.06.2017, применение недобросовестных практик в деятельности МФО не допускается.
Вопрос: О реструктуризации задолженности в целях формирования МФО резервов на возможные потери по займам при одностороннем изменении условий договора займа и заключении допсоглашений, увеличивающих его срок.
(Письмо Банка России от 28.02.2024 N 44-13/518)Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации <1> (далее - Базовый стандарт), под реструктуризацией задолженности понимается решение МФО в отношении задолженности получателя финансовой услуги, влекущее изменение порядка и (или) срока возврата и (или) размера задолженности, в том числе полное или частичное прощение суммы основного долга и (или) начисленных процентов, уменьшение или неприменение неустойки (штрафа, пеней) за несвоевременный возврат суммы займа (в том числе микрозайма), рассрочка и (или) отсрочка платежа, отказ от применения мер по взысканию задолженности без ее прощения.
(Письмо Банка России от 28.02.2024 N 44-13/518)Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации <1> (далее - Базовый стандарт), под реструктуризацией задолженности понимается решение МФО в отношении задолженности получателя финансовой услуги, влекущее изменение порядка и (или) срока возврата и (или) размера задолженности, в том числе полное или частичное прощение суммы основного долга и (или) начисленных процентов, уменьшение или неприменение неустойки (штрафа, пеней) за несвоевременный возврат суммы займа (в том числе микрозайма), рассрочка и (или) отсрочка платежа, отказ от применения мер по взысканию задолженности без ее прощения.
Статья: Вопрос бесспорности требований при взыскании задолженности по договору микрозайма, подписанному электронной подписью
(Евсеева О.Н.)
("Мировой судья", 2022, N 9)<3> Статья 2 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утв. Банком России, Протокол от 22 июня 2017 г. N КФНП-22) // СПС "КонсультантПлюс".
(Евсеева О.Н.)
("Мировой судья", 2022, N 9)<3> Статья 2 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утв. Банком России, Протокол от 22 июня 2017 г. N КФНП-22) // СПС "КонсультантПлюс".
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)Совершенствование регулирования рынка происходило не только на уровне законодательства и нормативных актов Банка России, но и на уровне формирования Базовых стандартов СРО. В июне 2017 г. Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих МФО <18>, и Базовый стандарт по управлению рисками МФО <19>, в апреле 2018 г. - Базовый стандарт совершения МФО операций на финансовом рынке <20>.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Совершенствование регулирования рынка происходило не только на уровне законодательства и нормативных актов Банка России, но и на уровне формирования Базовых стандартов СРО. В июне 2017 г. Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих МФО <18>, и Базовый стандарт по управлению рисками МФО <19>, в апреле 2018 г. - Базовый стандарт совершения МФО операций на финансовом рынке <20>.
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)<27> Указание Банка России от 8 июля 2019 г. N 5192-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования от несчастных случаев и болезней в части страхования от несчастных случаев физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств"; Указание Банка России от 10 января 2020 г. N 5385-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта)"; Указание Банка России от 5 октября 2021 г. N 5968-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации"; Указание Банка России от 28 марта 2022 г. N 6107-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования при страховании вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение"; Указание Банка России от 29 марта 2022 г. N 6109-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования, к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования, а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации"; Указание Банка России от 17 мая 2022 г. N 6139-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа), к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа), а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)<27> Указание Банка России от 8 июля 2019 г. N 5192-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования от несчастных случаев и болезней в части страхования от несчастных случаев физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств"; Указание Банка России от 10 января 2020 г. N 5385-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта)"; Указание Банка России от 5 октября 2021 г. N 5968-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации"; Указание Банка России от 28 марта 2022 г. N 6107-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования при страховании вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение"; Указание Банка России от 29 марта 2022 г. N 6109-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования, к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования, а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации"; Указание Банка России от 17 мая 2022 г. N 6139-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа), к объему и содержанию предоставляемой информации о договоре добровольного страхования жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа), а также о форме, способах и порядке предоставления указанной информации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Раскрытие информации как средство "умного" регулирования (на примере договора займа)
(Козлова М.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)21. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации: утвержден Банком России (Протокол от 22 июня 2017 года N КФНП-22). Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.
(Козлова М.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)21. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации: утвержден Банком России (Протокол от 22 июня 2017 года N КФНП-22). Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.