Автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неучастники бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<5> Прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Федеральное казначейство России); 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе России.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<5> Прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Федеральное казначейство России); 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе России.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<5> Под данными лицами подразумеваются получатели средств из бюджета, к которым на основании ст. 6 БК РФ относятся юридические лица (не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридические лица, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<5> Под данными лицами подразумеваются получатели средств из бюджета, к которым на основании ст. 6 БК РФ относятся юридические лица (не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридические лица, которым в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Субсидии из федерального бюджета перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый Федеральному казначейству, с отражением операций со средствами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии, на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Субсидии из федерального бюджета перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый Федеральному казначейству, с отражением операций со средствами, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии, на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
(ред. от 31.07.2025)получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными пояснениями и критическими замечаниями, согласно проекту нового БК РФ, получателей бюджетных средств планируется именовать как администратор расходов бюджета (получатель бюджетных средств), под которым понимаются государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, а также в случаях, установленных настоящим Кодексом, иная организация, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Также предлагается ввести такое понятие, как получатель средств из бюджета, под которым понимаются юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель (физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг), которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставляются денежные средства из бюджета в форме субсидии (гранта), взноса в уставный (складочный) капитал юридического лица, оплаты исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту <439>. Вместе с тем перспективы введения нового БК РФ пока остаются неясными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными пояснениями и критическими замечаниями, согласно проекту нового БК РФ, получателей бюджетных средств планируется именовать как администратор расходов бюджета (получатель бюджетных средств), под которым понимаются государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, а также в случаях, установленных настоящим Кодексом, иная организация, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Также предлагается ввести такое понятие, как получатель средств из бюджета, под которым понимаются юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель (физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг), которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставляются денежные средства из бюджета в форме субсидии (гранта), взноса в уставный (складочный) капитал юридического лица, оплаты исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту <439>. Вместе с тем перспективы введения нового БК РФ пока остаются неясными.
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<18> В соответствии с п. 2 ст. 242.8 БК РФ прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство; 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<18> В соответствии с п. 2 ст. 242.8 БК РФ прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство; 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.