Аттестация судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Аттестация судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Квалификационные коллегии судей не имеют статуса юридического лица, их правовая природа - предмет научной дискуссии <1>, при этом они наделены полномочием действовать властнообязывающим образом и принимать решения по таким важнейшим вопросам, как формирование судейского корпуса, квалификационная аттестация судей, привлечение их к дисциплинарной ответственности, прекращение судейских полномочий и др.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Квалификационные коллегии судей не имеют статуса юридического лица, их правовая природа - предмет научной дискуссии <1>, при этом они наделены полномочием действовать властнообязывающим образом и принимать решения по таким важнейшим вопросам, как формирование судейского корпуса, квалификационная аттестация судей, привлечение их к дисциплинарной ответственности, прекращение судейских полномочий и др.
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 20.2. Квалификационная аттестация судей
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 20.2. Квалификационная аттестация судей
"Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей"
(утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007)
(ред. от 10.04.2025)Статья 25.1. Порядок проведения квалификационной аттестации судей и присвоения квалификационных классов
(утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007)
(ред. от 10.04.2025)Статья 25.1. Порядок проведения квалификационной аттестации судей и присвоения квалификационных классов
Статья: Пути совершенствования системы управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации
(Бочков С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Учет и ведомственный контроль деятельности по развитию служебно-прикладных видов спорта позволят повысить уровень спортивного мастерства сотрудников, обеспечат массовость спортивной работы в системе МВД России, систематизацию процесса присвоения спортивных разрядов и званий, подготовку и аттестацию спортивных судей.
(Бочков С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Учет и ведомственный контроль деятельности по развитию служебно-прикладных видов спорта позволят повысить уровень спортивного мастерства сотрудников, обеспечат массовость спортивной работы в системе МВД России, систематизацию процесса присвоения спортивных разрядов и званий, подготовку и аттестацию спортивных судей.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<35> Повышению институциональной независимости судебной власти способствуют предложения 18, 19 об изменении подходов к финансированию судов; предложение 1 об организации отдельных судов апелляционной и кассационной инстанций не на уровне областных и приравненных к ним судебных органов в субъектах РФ, а в судебных округах; на обеспечение функциональной независимости судей направлено предложение 2 об исключении полномочий председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей (п. "г"), об обеспечении мотивированности решений (заключений) об отклонении кандидатуры на должность судьи, возможности их судебного обжалования (п. "д"); предложение 3 - об исключении из компетенции председателей судов компетенции по распределению дел между судьями (п. "б"), инициирования привлечения судьи к дисциплинарной ответственности (п. "в"); предложения 6, 7 - об изменении подходов к оценке работы судей, к аттестации судей и ряд других.
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<35> Повышению институциональной независимости судебной власти способствуют предложения 18, 19 об изменении подходов к финансированию судов; предложение 1 об организации отдельных судов апелляционной и кассационной инстанций не на уровне областных и приравненных к ним судебных органов в субъектах РФ, а в судебных округах; на обеспечение функциональной независимости судей направлено предложение 2 об исключении полномочий председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей (п. "г"), об обеспечении мотивированности решений (заключений) об отклонении кандидатуры на должность судьи, возможности их судебного обжалования (п. "д"); предложение 3 - об исключении из компетенции председателей судов компетенции по распределению дел между судьями (п. "б"), инициирования привлечения судьи к дисциплинарной ответственности (п. "в"); предложения 6, 7 - об изменении подходов к оценке работы судей, к аттестации судей и ряд других.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)в) решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)в) решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.
Статья: Фигура работодателя как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)3. Подробная регламентация на уровне специального законодательства процедуры проведения квалификационной аттестации и присвоения судье квалификационного класса <10>: ст. 20.2 Закона о статусе судей устанавливает виды квалификационных классов, общие правила их присвоения и сроки пребывания в каждом из них; определяет соответствующие квалификационные коллегии судей как субъекта множественности лиц на стороне работодателя, уполномоченного на проведение аттестации судей и присвоения квалификационных классов. Процедура проведения подробно прописана в ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. <11>. Законодательная регламентация прохождения судьями квалификационной аттестации - публично-правовая составляющая судейского статуса. В силу п. 7 ст. 20.2 Закона о статусе судей судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации - оценки уровня его профессиональных знаний и умений, деловых и нравственных качеств и соответствия его требованиям, предъявляемым данным Законом и Кодексом судейской этики <12> для занятия указанной должности. Высокая публичная значимость труда судьи по отправлению правосудия ограничивает работодателя в праве по своему усмотрению внедрять (отказываться от внедрения) процедуры аттестации. В то время как в трудовых отношениях с работниками других категорий (не являющихся носителями публично-правового статуса) внедрение института аттестации осуществляется по усмотрению работодателя: ТК РФ не устанавливает обязанность работодателя вводить обязательную аттестацию работников <13>, определять категории подпадающих под аттестацию должностей, не регламентирует общие правила, сроки и процедуру проведения аттестации. Решение данного вопроса находится во власти работодателя и отдано его локальному усмотрению. В трудовых отношениях с участием судей свобода усмотрения работодателя ограничена публичным интересом.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)3. Подробная регламентация на уровне специального законодательства процедуры проведения квалификационной аттестации и присвоения судье квалификационного класса <10>: ст. 20.2 Закона о статусе судей устанавливает виды квалификационных классов, общие правила их присвоения и сроки пребывания в каждом из них; определяет соответствующие квалификационные коллегии судей как субъекта множественности лиц на стороне работодателя, уполномоченного на проведение аттестации судей и присвоения квалификационных классов. Процедура проведения подробно прописана в ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. <11>. Законодательная регламентация прохождения судьями квалификационной аттестации - публично-правовая составляющая судейского статуса. В силу п. 7 ст. 20.2 Закона о статусе судей судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации - оценки уровня его профессиональных знаний и умений, деловых и нравственных качеств и соответствия его требованиям, предъявляемым данным Законом и Кодексом судейской этики <12> для занятия указанной должности. Высокая публичная значимость труда судьи по отправлению правосудия ограничивает работодателя в праве по своему усмотрению внедрять (отказываться от внедрения) процедуры аттестации. В то время как в трудовых отношениях с работниками других категорий (не являющихся носителями публично-правового статуса) внедрение института аттестации осуществляется по усмотрению работодателя: ТК РФ не устанавливает обязанность работодателя вводить обязательную аттестацию работников <13>, определять категории подпадающих под аттестацию должностей, не регламентирует общие правила, сроки и процедуру проведения аттестации. Решение данного вопроса находится во власти работодателя и отдано его локальному усмотрению. В трудовых отношениях с участием судей свобода усмотрения работодателя ограничена публичным интересом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Следует отметить, что дела, рассматриваемые дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ: по жалобам на решение квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о прекращении полномочий или статуса судей; обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка; жалобам на решение высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания на судью либо результатах квалификационной аттестации судьи и др. (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей") <1> - имеют существенную специфику по сравнению с делами, которые указаны в ст. 17 КАС РФ. Так, публичные правоотношения, из которых возникают указанные споры, имеют особый субъектный состав и характер, поскольку складываются внутри системы публичной власти, в данном случае судебной власти, поэтому данные правоотношения именуются административно-организационными правоотношениями.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Следует отметить, что дела, рассматриваемые дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ: по жалобам на решение квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о прекращении полномочий или статуса судей; обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка; жалобам на решение высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания на судью либо результатах квалификационной аттестации судьи и др. (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей") <1> - имеют существенную специфику по сравнению с делами, которые указаны в ст. 17 КАС РФ. Так, публичные правоотношения, из которых возникают указанные споры, имеют особый субъектный состав и характер, поскольку складываются внутри системы публичной власти, в данном случае судебной власти, поэтому данные правоотношения именуются административно-организационными правоотношениями.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)2 ноября 1989 г. были приняты Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза СССР, Положение о квалификационной аттестации судей и были утверждены квалификационные классы судей и порядок их присвоения президиумами соответствующих советов.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)2 ноября 1989 г. были приняты Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза СССР, Положение о квалификационной аттестации судей и были утверждены квалификационные классы судей и порядок их присвоения президиумами соответствующих советов.
Статья: Признание увольнения незаконным: что думают судьи
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)Следуйте процедуре оценки соответствия работника занимаемой должности, установленной работодателем в ЛНА <25>. Например, если в положении об аттестации сказано, что нужно оценивать "данные опроса общественного мнения (групповой оценки личности аттестуемого), отзывы об аттестуемом работнике со стороны других работников и клиентов... результаты работы аттестуемого за последний отчетный период и в динамике развития", то без таких сведений результаты аттестации работник может оспорить и судьи его поддержат.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 12)Следуйте процедуре оценки соответствия работника занимаемой должности, установленной работодателем в ЛНА <25>. Например, если в положении об аттестации сказано, что нужно оценивать "данные опроса общественного мнения (групповой оценки личности аттестуемого), отзывы об аттестуемом работнике со стороны других работников и клиентов... результаты работы аттестуемого за последний отчетный период и в динамике развития", то без таких сведений результаты аттестации работник может оспорить и судьи его поддержат.