Аттестация судебных экспертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Аттестация судебных экспертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Нормы названного Закона не содержат требований о членстве судебных экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, как и об обязательной сертификации, аттестации и т.п. судебных экспертов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Нормы названного Закона не содержат требований о членстве судебных экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, как и об обязательной сертификации, аттестации и т.п. судебных экспертов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование судебно-экспертной деятельности: проблемы и новые подходы в российском законодательстве
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, независимость судебного эксперта, квалификация и аттестация судебных экспертов, государственная и негосударственная судебная экспертиза.
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, независимость судебного эксперта, квалификация и аттестация судебных экспертов, государственная и негосударственная судебная экспертиза.
Статья: Судебная экспертная деятельность: публично-правовой аспект
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)- разработка механизма проверки судебного эксперта на предмет его соответствия квалификационным требованиям к должности судебного эксперта в связи с выявлением неоднократных нарушений порядка производства судебной экспертизы (внеочередная обязательная экспертно-квалификационная аттестация судебного эксперта) (ст. 2);
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)- разработка механизма проверки судебного эксперта на предмет его соответствия квалификационным требованиям к должности судебного эксперта в связи с выявлением неоднократных нарушений порядка производства судебной экспертизы (внеочередная обязательная экспертно-квалификационная аттестация судебного эксперта) (ст. 2);
Нормативные акты
Статья: Рецензия специалиста на заключение судебной экспертизы: понятие, сущность, нормативное регулирование
(Дьяконова О.Г.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Еще одно направление выделяет Ф.Г. Аминев - рецензирование заключений эксперта в целях контроля правильного применения методик проведения судебных экспертиз при аттестации судебных экспертов, сдаче квалификационных экзаменов по экспертной специальности и т.д. <6>. Данное направление реализуется в процессе подготовки судебных экспертов и представляет собой вид методической работы, осуществляемой в учебных целях. Без сомнения, существование такого вида рецензирования также требует поддержки и является незаменимым средством в учебно-методическом обеспечении судебно-экспертной деятельности.
(Дьяконова О.Г.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Еще одно направление выделяет Ф.Г. Аминев - рецензирование заключений эксперта в целях контроля правильного применения методик проведения судебных экспертиз при аттестации судебных экспертов, сдаче квалификационных экзаменов по экспертной специальности и т.д. <6>. Данное направление реализуется в процессе подготовки судебных экспертов и представляет собой вид методической работы, осуществляемой в учебных целях. Без сомнения, существование такого вида рецензирования также требует поддержки и является незаменимым средством в учебно-методическом обеспечении судебно-экспертной деятельности.
Статья: Теоретико-правовое обоснование авторского понятия "финансово-правовые механизмы обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Практический опыт оценки и финансирования судебной экспертизы позволяет сделать вывод о том, что ее производство является сложным процессом, требующим необходимых материальных затрат, позволяющих говорить о целом механизме финансирования судебно-экспертной деятельности, который, как уже отмечалось, включает в себя не только оплату экспертиз, что является важнейшей статьей финансирования, но и содержание имущественного комплекса экспертных учреждений, а также расходы на подготовку и аттестацию судебных экспертов.
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Практический опыт оценки и финансирования судебной экспертизы позволяет сделать вывод о том, что ее производство является сложным процессом, требующим необходимых материальных затрат, позволяющих говорить о целом механизме финансирования судебно-экспертной деятельности, который, как уже отмечалось, включает в себя не только оплату экспертиз, что является важнейшей статьей финансирования, но и содержание имущественного комплекса экспертных учреждений, а также расходы на подготовку и аттестацию судебных экспертов.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, на основании данного предложения представляется необходимым внести изменения в Приказ СК России от 24 июля 2020 года N 77 "Об утверждении порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз", включив в него возможность каждые 5 лет пересматривать уровень квалификации и проводить аттестацию экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности соответствующего рода судебной транспортной экспертизы.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, на основании данного предложения представляется необходимым внести изменения в Приказ СК России от 24 июля 2020 года N 77 "Об утверждении порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз", включив в него возможность каждые 5 лет пересматривать уровень квалификации и проводить аттестацию экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности соответствующего рода судебной транспортной экспертизы.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Государственные судебно-экспертные учреждения представляют собой "специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы"; к ним названный Закон приравнивает экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации (ст. 11). Государственным судебным экспертом "является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей" (ст. 12).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Государственные судебно-экспертные учреждения представляют собой "специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы"; к ним названный Закон приравнивает экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации (ст. 11). Государственным судебным экспертом "является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей" (ст. 12).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ СК РФ от 24 июля 2020 г. N 77 "Об утверждении Порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ СК РФ от 24 июля 2020 г. N 77 "Об утверждении Порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз".
Статья: О правовых основах использования специальных знаний при рассмотрении гражданских дел
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)Заслуживает внимания (особенно в сравнении с вышеуказанным Модельным законом) Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 г. N 44-VI ЗРК (с изменениями и дополнениями) "О судебно-экспертной деятельности" <5>. Так, в Законе Республики Казахстан предусмотрено, что производство судебной экспертизы может быть поручено: сотрудникам органов судебной экспертизы; физическим лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии; иным лицам в разовом порядке в установленных законом случаях. При этом сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, имеющих лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Соответственно, по общему правилу производство судебной экспертизы поручается лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Установлены квалификационные требования, предъявляемые к судебным экспертам: 1) иметь высшее образование; 2) иметь квалификацию судебного эксперта, подтвержденную квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы; 3) быть аттестованным в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Важно отметить, что присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи лицом квалификационного экзамена с выдачей ему квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы. Предусмотрена аттестация судебных экспертов каждые пять лет, за исключением лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность более 20 лет. Законом предусмотрено создание Палаты судебных экспертов Республики Казахстан - некоммерческой профессиональной самофинансируемой организации, создаваемой для защиты прав и законных интересов членов Палаты, координации их деятельности, а также соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности. Членство в Палате лиц, занимающихся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, является обязательным. Законом предусмотрено образование на территории каждой области, города республиканского значения и столицы одной территориальной палаты судебных экспертов, являющейся филиалом Палаты. Приказом министра юстиции Республики Казахстан от 21 апреля 2020 г. N 5 утверждены Правила оказания государственной услуги "Выдача лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в том числе судебно-медицинской, судебно-наркологической и судебно-психиатрической экспертизами" <6>.
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)Заслуживает внимания (особенно в сравнении с вышеуказанным Модельным законом) Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 г. N 44-VI ЗРК (с изменениями и дополнениями) "О судебно-экспертной деятельности" <5>. Так, в Законе Республики Казахстан предусмотрено, что производство судебной экспертизы может быть поручено: сотрудникам органов судебной экспертизы; физическим лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии; иным лицам в разовом порядке в установленных законом случаях. При этом сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, имеющих лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Соответственно, по общему правилу производство судебной экспертизы поручается лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан. Установлены квалификационные требования, предъявляемые к судебным экспертам: 1) иметь высшее образование; 2) иметь квалификацию судебного эксперта, подтвержденную квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы; 3) быть аттестованным в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Важно отметить, что присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи лицом квалификационного экзамена с выдачей ему квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы. Предусмотрена аттестация судебных экспертов каждые пять лет, за исключением лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность более 20 лет. Законом предусмотрено создание Палаты судебных экспертов Республики Казахстан - некоммерческой профессиональной самофинансируемой организации, создаваемой для защиты прав и законных интересов членов Палаты, координации их деятельности, а также соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности. Членство в Палате лиц, занимающихся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, является обязательным. Законом предусмотрено образование на территории каждой области, города республиканского значения и столицы одной территориальной палаты судебных экспертов, являющейся филиалом Палаты. Приказом министра юстиции Республики Казахстан от 21 апреля 2020 г. N 5 утверждены Правила оказания государственной услуги "Выдача лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в том числе судебно-медицинской, судебно-наркологической и судебно-психиатрической экспертизами" <6>.
Статья: Практика аттестации пожарно-технических экспертов: тенденции, вопросы, предложения
(Карпов С.Ю., Понимаскин А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В статье рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией судебных пожарно-технических экспертов судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы МЧС России. Особое внимание уделяется кадровому обеспечению и балансу экспертов, имеющих допуск на право производства экспертиз по утвержденным в МЧС России специализациям в пожарно-технической экспертизе. Показано, что во многих экспертных подразделениях отсутствуют эксперты по большинству утвержденных в МЧС России специализаций судебной пожарно-технической экспертизы. Авторы обращают внимание на необходимость унификации специализаций судебных пожарно-технических экспертиз с другими экспертными учреждениями и организациями. Обсуждается количество специализаций в судебной пожарно-технической экспертизе и совершенствование подготовки пожарно-технических экспертов. Предлагается сократить количество специализаций в судебной пожарно-технической экспертизе, утвержденных в квалификационных требованиях к сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС России по специальности "судебная пожарно-техническая экспертиза". Для повышения эффективности судебно-экспертной деятельности авторы рекомендуют сформировать и вести на постоянной основе базу данных судебных пожарно-технических экспертов России.
(Карпов С.Ю., Понимаскин А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В статье рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией судебных пожарно-технических экспертов судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы МЧС России. Особое внимание уделяется кадровому обеспечению и балансу экспертов, имеющих допуск на право производства экспертиз по утвержденным в МЧС России специализациям в пожарно-технической экспертизе. Показано, что во многих экспертных подразделениях отсутствуют эксперты по большинству утвержденных в МЧС России специализаций судебной пожарно-технической экспертизы. Авторы обращают внимание на необходимость унификации специализаций судебных пожарно-технических экспертиз с другими экспертными учреждениями и организациями. Обсуждается количество специализаций в судебной пожарно-технической экспертизе и совершенствование подготовки пожарно-технических экспертов. Предлагается сократить количество специализаций в судебной пожарно-технической экспертизе, утвержденных в квалификационных требованиях к сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС России по специальности "судебная пожарно-техническая экспертиза". Для повышения эффективности судебно-экспертной деятельности авторы рекомендуют сформировать и вести на постоянной основе базу данных судебных пожарно-технических экспертов России.