Анонимное сообщение о преступлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Анонимное сообщение о преступлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в качестве заявителя указать не себя, а иное постороннее лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признают анонимным. Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя (начальника) ТО МВД России направят для использования в оперативно-розыскной деятельности, а анонимные заявления об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщат к номенклатурному делу (п. п. 45, 46 Инструкции N 736).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в качестве заявителя указать не себя, а иное постороннее лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признают анонимным. Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя (начальника) ТО МВД России направят для использования в оперативно-розыскной деятельности, а анонимные заявления об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщат к номенклатурному делу (п. п. 45, 46 Инструкции N 736).
Ситуация: Как гражданину составить заявление в полицию о краже?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
(ред. от 27.10.2025)7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Послереволюционное уголовно-процессуальное законодательство не предусматривало проверочной деятельности до возбуждения уголовного дела. По смыслу ст. 100, 101 УПК РСФСР 1922 г. решение вопроса о производстве предварительного следствия или дознания зависело от наличия в сообщении о преступлении указаний на состав преступления, исключением были анонимные заявления. Органам дознания позволялось производить негласную проверку анонимных сообщений о преступлениях. Аналогичные положения содержались и в УПК РСФСР 1923 г. (ст. 93, 95, 96) <2>. М.С. Строгович и Д.А. Карницкий отмечали, что заявление о любом преступлении должно было быть безоговорочно принято <3>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Послереволюционное уголовно-процессуальное законодательство не предусматривало проверочной деятельности до возбуждения уголовного дела. По смыслу ст. 100, 101 УПК РСФСР 1922 г. решение вопроса о производстве предварительного следствия или дознания зависело от наличия в сообщении о преступлении указаний на состав преступления, исключением были анонимные заявления. Органам дознания позволялось производить негласную проверку анонимных сообщений о преступлениях. Аналогичные положения содержались и в УПК РСФСР 1923 г. (ст. 93, 95, 96) <2>. М.С. Строгович и Д.А. Карницкий отмечали, что заявление о любом преступлении должно было быть безоговорочно принято <3>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В начале 2006 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <56>. В пояснительной записке к законопроекту N 263597-4 отмечено: "Законопроект содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы. В законопроекте устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об обращениях граждан. Обращения должны рассматриваться в установленные законопроектом сроки. Положения о сроках работы с обращениями граждан сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений, однако произвольное его увеличение без внесения изменений в федеральный закон неправомерно" <57>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В начале 2006 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <56>. В пояснительной записке к законопроекту N 263597-4 отмечено: "Законопроект содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы. В законопроекте устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об обращениях граждан. Обращения должны рассматриваться в установленные законопроектом сроки. Положения о сроках работы с обращениями граждан сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений, однако произвольное его увеличение без внесения изменений в федеральный закон неправомерно" <57>.
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья: Поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).