Анализ финансового состояния БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Подборка наиболее важных документов по запросу Анализ финансового состояния БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Образование относится к социальной сфере. С годами сформировалось мнение о чрезмерной затратности образовательной деятельности, в связи с чем неизбежна ее поддержка со стороны государства. Однако современная практика демонстрирует обратное. Так, по данным портала "ТестФирм" рентабельность продаж в образовательной деятельности составила 6%, рентабельность продаж по EBIT - 4,5%, а рентабельность собственного капитала - 15,5% <1>. При этом, как следует из статистического сборника "Образование в цифрах", наибольший удельный вес (69,9%) среди российских образовательных организаций занимают именно государственные бюджетные учреждения <2>.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Образование относится к социальной сфере. С годами сформировалось мнение о чрезмерной затратности образовательной деятельности, в связи с чем неизбежна ее поддержка со стороны государства. Однако современная практика демонстрирует обратное. Так, по данным портала "ТестФирм" рентабельность продаж в образовательной деятельности составила 6%, рентабельность продаж по EBIT - 4,5%, а рентабельность собственного капитала - 15,5% <1>. При этом, как следует из статистического сборника "Образование в цифрах", наибольший удельный вес (69,9%) среди российских образовательных организаций занимают именно государственные бюджетные учреждения <2>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н
(ред. от 04.12.2018)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
(ред. от 04.12.2018)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000"17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
Приказ Минфина РФ от 06.11.2001 N 274
(ред. от 15.02.2002)
"Об утверждении Порядка проверки текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита"
(вместе с "Порядком проверки текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе")2. Проверка текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита осуществляется на основе анализа документов, предоставленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка, и включает в себя проверку:
(ред. от 15.02.2002)
"Об утверждении Порядка проверки текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита"
(вместе с "Порядком проверки текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе")2. Проверка текущего финансового состояния организации - получателя бюджетного кредита осуществляется на основе анализа документов, предоставленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка, и включает в себя проверку:
Статья: Особенности формирования и аналитические возможности отчета о финансовых результатах деятельности организаций государственного и коммерческого секторов
(Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Коробейникова Л.С., Бахтурина Ю.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)11. Федченко Е.А. Анализ российских и международных стандартов отчетности общественного сектора для оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016. N 5. С. 46 - 63.
(Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Коробейникова Л.С., Бахтурина Ю.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)11. Федченко Е.А. Анализ российских и международных стандартов отчетности общественного сектора для оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016. N 5. С. 46 - 63.
Статья: Формирование отчета о финансовых результатах: прошлое, настоящее, будущее
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)4. Бисаева З.М., Маккаева Р.С.А. Отчет о финансовых результатах предприятия и его роль в анализе финансового состояния // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. N 1. С. 150 - 154. EDN: BDQFBS.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)4. Бисаева З.М., Маккаева Р.С.А. Отчет о финансовых результатах предприятия и его роль в анализе финансового состояния // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. N 1. С. 150 - 154. EDN: BDQFBS.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В силу норм ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. В связи с этим перед составлением годовых отчетных форм необходимо провести анализ показателей, сформированных у учреждения на отчетную дату. О том, как это сделать, рассказывается в данной главе.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В силу норм ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. В связи с этим перед составлением годовых отчетных форм необходимо провести анализ показателей, сформированных у учреждения на отчетную дату. О том, как это сделать, рассказывается в данной главе.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Пункты 11 - 15 СГС "События после отчетной даты", п. 3 Инструкции N 157н
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Пункты 11 - 15 СГС "События после отчетной даты", п. 3 Инструкции N 157н
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Таким образом, приоритетным направлением анализа финансового состояния бюджетной организации следует считать анализ состава и структуры активов экономического субъекта, способности обеспечивать рост финансового результата и своевременность исполнения по своим обязательствам.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Таким образом, приоритетным направлением анализа финансового состояния бюджетной организации следует считать анализ состава и структуры активов экономического субъекта, способности обеспечивать рост финансового результата и своевременность исполнения по своим обязательствам.
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)На взгляд автора настоящей статьи, такая позиция оправданна и целесообразна и в отношении организаций бюджетной сферы. Согласно положениям МСФО ОС 1 "Представление финансовой отчетности" Стандарт применяется ко всем формам финансовой отчетности общего назначения, подготовленным и представленным на основе метода начисления и в соответствии с МСФО ОС. Под финансовой отчетностью общего назначения понимается годовая отчетность, предназначенная для удовлетворения интересов тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения своих информационных нужд. Целью финансовой отчетности общего назначения является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных потоков организации бюджетной сферы, полезной широкому кругу пользователей для принятия и оценки ими экономических решений о распределении ресурсов <19>.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)На взгляд автора настоящей статьи, такая позиция оправданна и целесообразна и в отношении организаций бюджетной сферы. Согласно положениям МСФО ОС 1 "Представление финансовой отчетности" Стандарт применяется ко всем формам финансовой отчетности общего назначения, подготовленным и представленным на основе метода начисления и в соответствии с МСФО ОС. Под финансовой отчетностью общего назначения понимается годовая отчетность, предназначенная для удовлетворения интересов тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения своих информационных нужд. Целью финансовой отчетности общего назначения является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных потоков организации бюджетной сферы, полезной широкому кругу пользователей для принятия и оценки ими экономических решений о распределении ресурсов <19>.
Статья: Новые положения Инструкции N 157н
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)7) на обязательства (сделки, события, операции), которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 302.1);
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)7) на обязательства (сделки, события, операции), которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 302.1);
Статья: Бюджетное финансирование: принципы и анализ исполнения сметы
(Клычова Г.С., Парфенова К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)10. Нуриева Р.И. Бухгалтерская отчетность как источник информации для анализа финансового состояния / А.Р. Миндубаева, Р.И. Нуриева, К.А. Парфенова, Э.Н. Фахретдинова // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского государственного аграрного университета, Казань, 24 - 25 мая 2022 года. Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 298 - 305.
(Клычова Г.С., Парфенова К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)10. Нуриева Р.И. Бухгалтерская отчетность как источник информации для анализа финансового состояния / А.Р. Миндубаева, Р.И. Нуриева, К.А. Парфенова, Э.Н. Фахретдинова // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского государственного аграрного университета, Казань, 24 - 25 мая 2022 года. Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 298 - 305.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению составить и представить бухгалтерскую (бюджетную) отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)о финансовом положении учреждения (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах) и его изменениях;
(КонсультантПлюс, 2025)о финансовом положении учреждения (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах) и его изменениях;
Статья: Роль экспертизы в спорах о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
(Петухов С.В., Усцов Д.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Применение судебной экспертизы в рамках рассмотрения подобных споров ограничивается фактическими аспектами. Например, ВС РФ, отменяя решения нижестоящих судов, основанные на судебной экспертизе, отметил, что "перед экспертом может быть поставлен только вопрос факта (в данном случае оценка финансового состояния должника), в то время как установление признаков неплатежеспособности относится к вопросам права, в силу чего основанный исключительно на заключении судебной экспертизы вывод судов о неплатежеспособности должника... является также ошибочным" <18>. Такой подход обостряет упомянутую ранее дискуссию о соотношении специального и судебного познания. Предполагается, что по данной категории все же велика роль судейского усмотрения.
(Петухов С.В., Усцов Д.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Применение судебной экспертизы в рамках рассмотрения подобных споров ограничивается фактическими аспектами. Например, ВС РФ, отменяя решения нижестоящих судов, основанные на судебной экспертизе, отметил, что "перед экспертом может быть поставлен только вопрос факта (в данном случае оценка финансового состояния должника), в то время как установление признаков неплатежеспособности относится к вопросам права, в силу чего основанный исключительно на заключении судебной экспертизы вывод судов о неплатежеспособности должника... является также ошибочным" <18>. Такой подход обостряет упомянутую ранее дискуссию о соотношении специального и судебного познания. Предполагается, что по данной категории все же велика роль судейского усмотрения.