Амнистия 2001

Подборка наиболее важных документов по запросу Амнистия 2001 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 N 88-10832/2023 по делу N 2-4401/2021
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В связи с объявлением амнистии истец освобожден от наказания, мера пресечения в виде содержания под стражей отменена. Истец ссылается на наличие права на реабилитацию.
Решение: Отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что освобождение истца от наказания на основании приговора Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 3 июня 2002 г. и в соответствии с постановлением Государственной думы от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" не свидетельствует о незаконном уголовном преследовании.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
При определенных условиях можно оформить земельный участок в собственность в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия" (ст. 3.7 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Статья: Правовое регулирование земельного налога: вопросы теории и практики
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2019, N 9)
Однако плательщиками земельного налога являются не только зарегистрированные в ЕГРН собственники земли, но и те, записи в ЕГРН о которых отсутствуют. Речь идет об участках, полученных в собственность (постоянное (бессрочное) пользование или наследуемое владение) до 31 января 1998 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратил силу), а также до вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 30 октября 2001 г. В настоящее время в таком случае предусмотрен упрощенный порядок. То есть гражданин может зарегистрировать в упрощенном порядке право собственности на земельный участок, предоставленный ему до 30 октября 2001 г., так называемая дачная амнистия. Право собственности на земельный участок регистрируется за гражданином независимо от вида права, на котором участок был предоставлен ему ранее (на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования). Если гражданин владел участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такое право прекращается с момента регистрации права собственности на участок. Регистрацию произведут и в том случае, если в документе, который подтверждает право гражданина на земельный участок, не указан вид права или нельзя его определить. В этой ситуации считается, что участок предоставлен гражданину на праве собственности. Однако в судебной практике отсутствует единый подход к проблеме начисления земельного налога в связи с отсутствием регистрации права на земельный участок. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 января 2002 г. N 7486/01 было установлено, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 N 7-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец"
Признанием рассматриваемого положения не противоречащим Конституции Российской Федерации не исключается право законодателя принять дополнительные нормативные решения, включая специальный законодательный акт о порядке объявления и применения амнистии, относительно процедур, компенсирующих для потерпевших по уголовным делам отказ государства от уголовного преследования совершивших преступления лиц вследствие применения акта об амнистии, с тем чтобы наиболее эффективно гарантировать конституционные права всех участников уголовного судопроизводства, затронутые в результате издания и последующего применения акта об амнистии. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц были поставлены под угрозу нарушения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П
"По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан"
2.1. Регулирование амнистии, осуществляемое Государственной Думой, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, является частью обеспечиваемой в том числе уголовным законом регламентации отношений между государством, на которое возложено уголовное преследование, и гражданами, подвергаемыми в случаях совершения преступления уголовному наказанию в предусмотренных уголовным законом формах и пределах; реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания, исходя не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 103, пункт "е" части 1, Конституции Российской Федерации).