Активная роль суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Активная роль суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 62 "Обязанность доказывания" КАС РФ"Признавая несостоятельными доводы административного истца о включении в списки избирателей умерших людей и использовании их бюллетеней, а также вбросе бюллетеней, суды исходили из того, что одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен названным Кодексом."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41 "Участие в административном деле нескольких административных истцов или нескольких административных ответчиков" КАС РФ"По смыслу приведенных норм, исходя из принципа активной роли суда в административном судопроизводстве, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по заявленным им требованиям, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим или привлечь к участию в деле административного соответчика."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Активная роль суда в административном судопроизводстве
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 1)"Российский судья", 2021, N 1
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 1)"Российский судья", 2021, N 1
Статья: К вопросу о современном содержании активной роли суда в административном судопроизводстве
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)"Административное право и процесс", 2025, N 7
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)"Административное право и процесс", 2025, N 7
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
(ред. от 31.07.2025)7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"21. В целях реализации принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда судья должен установить, что копии административного иска и приложенных к нему документов вручены административному ответчику, не обладающему государственными или иными публичными полномочиями, а если таковые не направлялись, передать их административному ответчику; определить разумный срок для представления административным ответчиком в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"21. В целях реализации принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда судья должен установить, что копии административного иска и приложенных к нему документов вручены административному ответчику, не обладающему государственными или иными публичными полномочиями, а если таковые не направлялись, передать их административному ответчику; определить разумный срок для представления административным ответчиком в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
Статья: Представление доказательств против себя в гражданском процессе
(Аргунов А.В., Халатов С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Во Франции в 1975 г. был принят новый ГПК. Этот Кодекс также закрепил активную роль суда в доказывании. Несмотря на, в общем и целом, либеральную модель процесса во Франции, суд в этой стране сегодня лучше "оснащен" в сфере доказывания, нежели российский.
(Аргунов А.В., Халатов С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Во Франции в 1975 г. был принят новый ГПК. Этот Кодекс также закрепил активную роль суда в доказывании. Несмотря на, в общем и целом, либеральную модель процесса во Франции, суд в этой стране сегодня лучше "оснащен" в сфере доказывания, нежели российский.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Реализация процедур, применяемых в деле о банкротстве, в рамках производства по делу о банкротстве создает впечатление об особой активной роли суда в таких делах. Некоторые авторы пишут, что суд принимает деятельное участие в процедурах, применяемых в деле о банкротстве <1>; суд в процессе реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве, "выполняет нехарактерные для него функции - общее руководство и контроль за ходом процедур", что является особенностью, отличающей рассмотрение судом дел о банкротстве от искового производства <2>; правовое регулирование банкротства должно обеспечиваться предоставлением суду широких возможностей для применения судейского усмотрения <3>; коренной недостаток законодательства о банкротстве в том, что оно возложило на суды функции органов хозяйственного руководства предприятиями посредством арбитражных управляющих <4>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Реализация процедур, применяемых в деле о банкротстве, в рамках производства по делу о банкротстве создает впечатление об особой активной роли суда в таких делах. Некоторые авторы пишут, что суд принимает деятельное участие в процедурах, применяемых в деле о банкротстве <1>; суд в процессе реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве, "выполняет нехарактерные для него функции - общее руководство и контроль за ходом процедур", что является особенностью, отличающей рассмотрение судом дел о банкротстве от искового производства <2>; правовое регулирование банкротства должно обеспечиваться предоставлением суду широких возможностей для применения судейского усмотрения <3>; коренной недостаток законодательства о банкротстве в том, что оно возложило на суды функции органов хозяйственного руководства предприятиями посредством арбитражных управляющих <4>.
Статья: Влияние задачи мирного урегулирования споров на регулирование принципа состязательности гражданского судопроизводства
(Лебедев М.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Следует отметить, что действующее процессуальное законодательство восприняло состязательность в ее измененном указанным Законом 1995 г. в предыдущем Кодексе состоянии. Данное обстоятельство породило непрекращающуюся научную дискуссию о соотношении таких принципов, как состязательность, активная роль суда и истина, в гражданском процессе. Полагаем, что в связи с тем, что такое соотношение меняет саму суть состязательности, но не затрагивает принципиально ее место в рамках гражданских процессуальных отношений, специфика нашего исследования не позволяет детально останавливаться на всех нюансах означенной дискуссии. Вместе с тем не высказаться по данному вопросу тоже будет методологически неверным. Такое положение вещей позволяет нам обозначить свою позицию в этом вопросе, примкнув к той точке зрения исследователей, которая нам наиболее близка по сущностному пониманию самой состязательности. В этой связи следует согласиться с мнением Е.А. Наховой о том, что современное состояние состязательности как в гражданском, так и в арбитражном процессе, смещая обязанность доказывания на стороны и иных лиц, участвующих в деле, вовсе не снимает обязанности с самого суда по поиску истины по делу <52>.
(Лебедев М.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Следует отметить, что действующее процессуальное законодательство восприняло состязательность в ее измененном указанным Законом 1995 г. в предыдущем Кодексе состоянии. Данное обстоятельство породило непрекращающуюся научную дискуссию о соотношении таких принципов, как состязательность, активная роль суда и истина, в гражданском процессе. Полагаем, что в связи с тем, что такое соотношение меняет саму суть состязательности, но не затрагивает принципиально ее место в рамках гражданских процессуальных отношений, специфика нашего исследования не позволяет детально останавливаться на всех нюансах означенной дискуссии. Вместе с тем не высказаться по данному вопросу тоже будет методологически неверным. Такое положение вещей позволяет нам обозначить свою позицию в этом вопросе, примкнув к той точке зрения исследователей, которая нам наиболее близка по сущностному пониманию самой состязательности. В этой связи следует согласиться с мнением Е.А. Наховой о том, что современное состояние состязательности как в гражданском, так и в арбитражном процессе, смещая обязанность доказывания на стороны и иных лиц, участвующих в деле, вовсе не снимает обязанности с самого суда по поиску истины по делу <52>.
Статья: Право обвиняемого на версию: бремя и пределы ее доказывания в судебном разбирательстве по уголовному делу
(Прохоров А.Б.)
("Адвокатская практика", 2025, N 2)С.А. Шейфер приходит к выводу о необходимости дальнейшего поиска значения термина "пределы доказывания" <12>. Поскольку ученый считает возможным установление объективной истины по уголовному делу, можно предположить, что факт установления истины и следует понимать как предел доказывания. Объективная истина, согласно С.А. Шейферу, достижима при активной роли суда, которая выражается в участии в доказывании.
(Прохоров А.Б.)
("Адвокатская практика", 2025, N 2)С.А. Шейфер приходит к выводу о необходимости дальнейшего поиска значения термина "пределы доказывания" <12>. Поскольку ученый считает возможным установление объективной истины по уголовному делу, можно предположить, что факт установления истины и следует понимать как предел доказывания. Объективная истина, согласно С.А. Шейферу, достижима при активной роли суда, которая выражается в участии в доказывании.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Залог на основании закона и определение в законе предмета ипотеки, на который распространяется обременение, - это две разные законодательные техники, когда в первом случае речь идет о возникновении залога на основании закона (первичный характер), что исторически связывалось с презюмированием воли, а во втором случае речь идет об установлении императивного или общего правила о распространении уже возникшего залога на основании договора (вторичный характер). Очевидно, что без первичного возникновения залога о суррогации речь идти не может. В каком из этих случаев большее влияние закона? Как представляется, историческое понимание залога на основании закона стремилось показать, что в этих случаях залог к закону не имеет никакого отношения, а норма закона выполняет лишь вспомогательную функцию установления презумпции, т.е. при активной роли суда можно обойтись и без нормы закона. Речь не о том, что регулирование по сравнению с российским другое, а о том, что в тексте ГГУ заложены разные подходы к залогу на основании закона и к ипотеке, которая в силу закона не устанавливается, а лишь автоматически распространяется на связанное имущество. Соответственно, можно сделать вывод, что германское право не знает первичной ипотеки на основании закона. Можно предположить, что это связано с недопустимостью вменения обременения без прямого выражения воли залогодателя.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Залог на основании закона и определение в законе предмета ипотеки, на который распространяется обременение, - это две разные законодательные техники, когда в первом случае речь идет о возникновении залога на основании закона (первичный характер), что исторически связывалось с презюмированием воли, а во втором случае речь идет об установлении императивного или общего правила о распространении уже возникшего залога на основании договора (вторичный характер). Очевидно, что без первичного возникновения залога о суррогации речь идти не может. В каком из этих случаев большее влияние закона? Как представляется, историческое понимание залога на основании закона стремилось показать, что в этих случаях залог к закону не имеет никакого отношения, а норма закона выполняет лишь вспомогательную функцию установления презумпции, т.е. при активной роли суда можно обойтись и без нормы закона. Речь не о том, что регулирование по сравнению с российским другое, а о том, что в тексте ГГУ заложены разные подходы к залогу на основании закона и к ипотеке, которая в силу закона не устанавливается, а лишь автоматически распространяется на связанное имущество. Соответственно, можно сделать вывод, что германское право не знает первичной ипотеки на основании закона. Можно предположить, что это связано с недопустимостью вменения обременения без прямого выражения воли залогодателя.
Статья: Пределы активности суда в административном судопроизводстве
(Спицин И.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 7)Законодательное закрепление принципа состязательности при активной роли суда, то есть установка на сочетание во многом противоположных начал судопроизводства, актуализирует вопрос о границах судебной активности, за пределами которых состязательный процесс превращается в следственный. Это вопрос о возможности практической реализации принципиальных нормативных предписаний. Такие пределы не могут быть определены на количественном уровне, только на качественном, где они задаются принятой в отечественной юриспруденции системой принципов процессуального права, целями активности и господствующей в профессиональном сознании юристов теоретической конструкцией доказывания.
(Спицин И.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 7)Законодательное закрепление принципа состязательности при активной роли суда, то есть установка на сочетание во многом противоположных начал судопроизводства, актуализирует вопрос о границах судебной активности, за пределами которых состязательный процесс превращается в следственный. Это вопрос о возможности практической реализации принципиальных нормативных предписаний. Такие пределы не могут быть определены на количественном уровне, только на качественном, где они задаются принятой в отечественной юриспруденции системой принципов процессуального права, целями активности и господствующей в профессиональном сознании юристов теоретической конструкцией доказывания.
Статья: Интенсивность судебного контроля в административном процессе: постановка проблемы, история и сравнительные материалы
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Статья посвящена проблеме интенсивности судебного контроля в административном процессе. В статье обосновывается, что в зависимости от наличия или отсутствия ряда факторов конкретного административного дела тщательность судебной проверки обжалуемого акта может меняться. Соответственно, интенсивность в административном судопроизводстве варьируется от активной роли суда до сдержанности в проверке обжалуемых актов. В первой части статьи ставится проблема интенсивности судебного контроля. Во второй части кратко освещается история вопроса. Утверждается, что полный запрет проверки в административном судопроизводстве целесообразности действий и решений органов публичного управления является заблуждением, сохраняющимся с советской эпохи. В третьей части проводится сравнительно-правовой анализ основных моделей интенсивности судебного контроля, которые сложились в англо-американской, французской и германской традициях административного права.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Статья посвящена проблеме интенсивности судебного контроля в административном процессе. В статье обосновывается, что в зависимости от наличия или отсутствия ряда факторов конкретного административного дела тщательность судебной проверки обжалуемого акта может меняться. Соответственно, интенсивность в административном судопроизводстве варьируется от активной роли суда до сдержанности в проверке обжалуемых актов. В первой части статьи ставится проблема интенсивности судебного контроля. Во второй части кратко освещается история вопроса. Утверждается, что полный запрет проверки в административном судопроизводстве целесообразности действий и решений органов публичного управления является заблуждением, сохраняющимся с советской эпохи. В третьей части проводится сравнительно-правовой анализ основных моделей интенсивности судебного контроля, которые сложились в англо-американской, французской и германской традициях административного права.
Статья: О представительстве граждан в сфере социального обеспечения в современном цивилистическом процессе
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Статья посвящена вопросам представительства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и не способных к полноценной социальной адаптации без посторонней помощи и поддержки, в гражданском и административном процессах. В порядке постановки проблемы обсуждаются особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров в сфере социального обеспечения, основания их процессуально-правовой дифференциации. Автором отмечается, что проявление активной роли суда при рассмотрении споров в сфере социального обеспечения, споров с участием социально незащищенных лиц связывается с социальной направленностью современного цивилистического процесса и не будет полным без выявления в досудебном порядке потребности в судебной защите таких лиц, не лишенных дееспособности, однако испытывающих по ряду причин затруднения в социальной адаптации. Существующие в настоящее время формы защиты прав социально незащищенных лиц не в полной мере обеспечивают их представительство, поскольку связываются либо с недееспособностью таких лиц, либо, напротив, с их активным волеизъявлением на защиту их интересов. Автором отмечается, что активное волеизъявление лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в судебной защите, в ряде случаев может быть существенно ограничено либо затруднено, что не отвечает целям и задачам социального обеспечения, социальной защиты в целом. В статье анализируются правовые и организационные условия для формирования института специального судебного представительства граждан в сфере социального обеспечения.
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Статья посвящена вопросам представительства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и не способных к полноценной социальной адаптации без посторонней помощи и поддержки, в гражданском и административном процессах. В порядке постановки проблемы обсуждаются особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров в сфере социального обеспечения, основания их процессуально-правовой дифференциации. Автором отмечается, что проявление активной роли суда при рассмотрении споров в сфере социального обеспечения, споров с участием социально незащищенных лиц связывается с социальной направленностью современного цивилистического процесса и не будет полным без выявления в досудебном порядке потребности в судебной защите таких лиц, не лишенных дееспособности, однако испытывающих по ряду причин затруднения в социальной адаптации. Существующие в настоящее время формы защиты прав социально незащищенных лиц не в полной мере обеспечивают их представительство, поскольку связываются либо с недееспособностью таких лиц, либо, напротив, с их активным волеизъявлением на защиту их интересов. Автором отмечается, что активное волеизъявление лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в судебной защите, в ряде случаев может быть существенно ограничено либо затруднено, что не отвечает целям и задачам социального обеспечения, социальной защиты в целом. В статье анализируются правовые и организационные условия для формирования института специального судебного представительства граждан в сфере социального обеспечения.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Решению данной задачи способствует действие принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ). Еще одним способом укрепления законности в сфере публичных правоотношений считается институт частного определения. При выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения должен направить его копии в соответствующие органы, организации или должностным лицам. Важнейшим правовым последствием вынесения частного определения суда является обязанность лиц, которым оно адресовано, сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения (если иной срок не установлен в частном определении). Ученые обращают внимание на то, что законодатель не установил в КАС РФ задачу по защите интересов государства, органов публичной власти, функционирующих в сфере административных правоотношений <18>. Принципиально данное суждение <19> можно считать верным, хотя отчасти задача по обеспечению публичных интересов решается в КАС РФ через установление задачи по укреплению законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, предупреждению нарушений в указанной сфере правоотношений.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Решению данной задачи способствует действие принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ). Еще одним способом укрепления законности в сфере публичных правоотношений считается институт частного определения. При выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения должен направить его копии в соответствующие органы, организации или должностным лицам. Важнейшим правовым последствием вынесения частного определения суда является обязанность лиц, которым оно адресовано, сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения (если иной срок не установлен в частном определении). Ученые обращают внимание на то, что законодатель не установил в КАС РФ задачу по защите интересов государства, органов публичной власти, функционирующих в сфере административных правоотношений <18>. Принципиально данное суждение <19> можно считать верным, хотя отчасти задача по обеспечению публичных интересов решается в КАС РФ через установление задачи по укреплению законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, предупреждению нарушений в указанной сфере правоотношений.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если рассматривать судебный порядок защиты прав, то он, безусловно, является более надежным с точки зрения гарантированности объективного и всестороннего рассмотрения жалобы. С учетом предусмотренных КАС РФ принципов независимости судей, равенства всех перед судом, состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда суд рассматривает административный спор независимо от интересов ведомства, решение, действие (бездействие) которого оспаривается. В случае судебной защиты заявитель может быть уверен в том, что единственным критерием для рассмотрения его административного искового заявления будет проверка законности оспариваемого акта. Причем с учетом распределенного законом бремени доказывания орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязаны сами представить суду доказательства законности оспариваемого акта, административный истец лишь доказывает нарушение своих прав. Выгодно отличает судебный порядок и то, что при рассмотрении дела суд обязан непосредственно исследовать все доказательства, в том числе заслушать объяснения сторон, рассмотреть их ходатайства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если рассматривать судебный порядок защиты прав, то он, безусловно, является более надежным с точки зрения гарантированности объективного и всестороннего рассмотрения жалобы. С учетом предусмотренных КАС РФ принципов независимости судей, равенства всех перед судом, состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда суд рассматривает административный спор независимо от интересов ведомства, решение, действие (бездействие) которого оспаривается. В случае судебной защиты заявитель может быть уверен в том, что единственным критерием для рассмотрения его административного искового заявления будет проверка законности оспариваемого акта. Причем с учетом распределенного законом бремени доказывания орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязаны сами представить суду доказательства законности оспариваемого акта, административный истец лишь доказывает нарушение своих прав. Выгодно отличает судебный порядок и то, что при рассмотрении дела суд обязан непосредственно исследовать все доказательства, в том числе заслушать объяснения сторон, рассмотреть их ходатайства.