Акт беспризорного и безнадзорного
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт беспризорного и безнадзорного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2023 N 88а-26537/2023, 8а-21159/2023 (УИД 61RS0005-01-2022-007868-21)
Категория: Оспаривание актов органов опеки и попечительства.
Требования: 1) О признании незаконными действий органов опеки и попечительства; 2) О признании незаконными документов.
Обстоятельства: Административные ответчики исходили из необходимости соблюдения и защиты интересов ребенка при временном помещении его в медицинское учреждение, в связи с чем в действиях административных ответчиков отсутствуют основания для признания их незаконными.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Оспариваемые ФИО1 карта учета безнадзорного, беспризорного ребенка от 14 декабря 2022 года, акт органа опеки и попечительства о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот от 14 декабря 2022 года, ходатайство о помещении несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 14 декабря 2022 года N 59.525/4210, не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных распоряжений, являются документами, фиксирующими определенное событие, и самостоятельно не порождают правовых последствий для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. При этом как указал суд первой инстанции, указанные документы составлены в пределах полномочий должностных лиц органа местного самоуправления, соответствуют требованиям закона.
Категория: Оспаривание актов органов опеки и попечительства.
Требования: 1) О признании незаконными действий органов опеки и попечительства; 2) О признании незаконными документов.
Обстоятельства: Административные ответчики исходили из необходимости соблюдения и защиты интересов ребенка при временном помещении его в медицинское учреждение, в связи с чем в действиях административных ответчиков отсутствуют основания для признания их незаконными.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Оспариваемые ФИО1 карта учета безнадзорного, беспризорного ребенка от 14 декабря 2022 года, акт органа опеки и попечительства о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот от 14 декабря 2022 года, ходатайство о помещении несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 14 декабря 2022 года N 59.525/4210, не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных распоряжений, являются документами, фиксирующими определенное событие, и самостоятельно не порождают правовых последствий для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. При этом как указал суд первой инстанции, указанные документы составлены в пределах полномочий должностных лиц органа местного самоуправления, соответствуют требованиям закона.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 N 88а-26345/2023 (УИД 38RS0009-01-2022-001019-76)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, организации приюта для содержания безнадзорных животных.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта неисполнения ответчиком отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев, при этом ответчику на реализацию данных полномочий были выделены денежные средства.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы со ссылкой на заключенные муниципальные контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, а также на отсутствие сообщений о нападении безнадзорных животных на людей, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку проведение плановых мероприятий, их порядок и периодичность в муниципальном контракте не определены, отлов животных без владельцев Администрацией осуществляется только на основании заявок физических и юридических лиц, тогда как проведение плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных существенно сокращает поголовье безнадзорных животных, чем минимизирует случаи нападения таких животных на население муниципального образования.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, организации приюта для содержания безнадзорных животных.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта неисполнения ответчиком отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев, при этом ответчику на реализацию данных полномочий были выделены денежные средства.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы со ссылкой на заключенные муниципальные контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, а также на отсутствие сообщений о нападении безнадзорных животных на людей, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку проведение плановых мероприятий, их порядок и периодичность в муниципальном контракте не определены, отлов животных без владельцев Администрацией осуществляется только на основании заявок физических и юридических лиц, тогда как проведение плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных существенно сокращает поголовье безнадзорных животных, чем минимизирует случаи нападения таких животных на население муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление настаивало на том, что им приняты все возможные меры в рамках своих полномочий по исполнению договора на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем. Но плановые мероприятия по отлову животных без владельцев предпринимателем не осуществлялись. Суд отклонил указанные доводы и пришел к выводу о бездействии Управления, которым не исполнены обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных собак. Представленный суду акт отлова безнадзорных и бродячих животных бесспорно не свидетельствуют о выполнении Управлением условий заключенного им договора по осуществлению проверки хода и качества выполнения работ по отлову животных без владельцев. В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ответчиком контроля по исполнению планов-заданий; не представлена видеозапись процесса отлова безнадзорных животных, подтверждающая принятие мер по отлову исполнителем всех собак без владельцев по адресу образовательного учреждения в течение суток после поступления сообщений о нападениях. В отсутствие такой фиксации у учреждения отсутствовали правовые основания для бесспорного принятия выполненных исполнителем работ (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. по делу N 33-7213/2022).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление настаивало на том, что им приняты все возможные меры в рамках своих полномочий по исполнению договора на оказание услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем. Но плановые мероприятия по отлову животных без владельцев предпринимателем не осуществлялись. Суд отклонил указанные доводы и пришел к выводу о бездействии Управления, которым не исполнены обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных собак. Представленный суду акт отлова безнадзорных и бродячих животных бесспорно не свидетельствуют о выполнении Управлением условий заключенного им договора по осуществлению проверки хода и качества выполнения работ по отлову животных без владельцев. В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ответчиком контроля по исполнению планов-заданий; не представлена видеозапись процесса отлова безнадзорных животных, подтверждающая принятие мер по отлову исполнителем всех собак без владельцев по адресу образовательного учреждения в течение суток после поступления сообщений о нападениях. В отсутствие такой фиксации у учреждения отсутствовали правовые основания для бесспорного принятия выполненных исполнителем работ (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. по делу N 33-7213/2022).
Статья: Объявление официального предостережения в условиях УИС: проблемные вопросы законодательного регулирования
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Вместе с тем полагаем, что камнем преткновения будет выступать формулировка ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений, в которой указывается, что предостережение "...объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений". Представленная формулировка является не совсем удачной, поскольку порождает двойственность ее толкования. С одной стороны, из данного контекста можно сделать вывод, что объектом профилактического воздействия в форме объявления предостережения может быть только человек, в отношении которого в текущий момент применяются профилактические меры индивидуального характера. То есть объявить предостережение лицу до применения в отношении его мер индивидуальной профилактики нельзя. С другой стороны, здесь может идти речь о лице, в отношении которого могут быть применены меры индивидуальной профилактики правонарушений. Как правило, для полноценного понимания смысла нормы следует рассматривать ее во взаимосвязи с другими нормами правового акта. Как следует из ст. 15 Закона об основах системы профилактики правонарушений, индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в ч. 2 ст. 24 "Социальная адаптация" данного Федерального закона, к которым относятся следующие категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: 1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; 2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; 3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; 4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; 5) лица без определенного места жительства; 6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, неспособные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Вместе с тем полагаем, что камнем преткновения будет выступать формулировка ст. 20 Закона об основах системы профилактики правонарушений, в которой указывается, что предостережение "...объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений". Представленная формулировка является не совсем удачной, поскольку порождает двойственность ее толкования. С одной стороны, из данного контекста можно сделать вывод, что объектом профилактического воздействия в форме объявления предостережения может быть только человек, в отношении которого в текущий момент применяются профилактические меры индивидуального характера. То есть объявить предостережение лицу до применения в отношении его мер индивидуальной профилактики нельзя. С другой стороны, здесь может идти речь о лице, в отношении которого могут быть применены меры индивидуальной профилактики правонарушений. Как правило, для полноценного понимания смысла нормы следует рассматривать ее во взаимосвязи с другими нормами правового акта. Как следует из ст. 15 Закона об основах системы профилактики правонарушений, индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в ч. 2 ст. 24 "Социальная адаптация" данного Федерального закона, к которым относятся следующие категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: 1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; 2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; 3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; 4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; 5) лица без определенного места жительства; 6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, неспособные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в медицинские организации
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в медицинские организации
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2023 N 55-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"4.2. Используя понятие "безнадзорные животные" ("безнадзорные домашние животные") в статьях 225 и 230 - 232 ГК Российской Федерации, законодатель не определяет его в данном Кодексе. В Федеральном законе "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" раскрыт и широко применяется термин "животное без владельца", обозначающий животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6 статьи 3). Данным Федеральным законом определена деятельность по обращению с животными без владельцев как включающая мероприятия по их отлову, в том числе транспортировку, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 2 статьи 3), а также установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в той же области, в том числе право первых наделять вторых отдельными полномочиями (статьи 7 и 8).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"4.2. Используя понятие "безнадзорные животные" ("безнадзорные домашние животные") в статьях 225 и 230 - 232 ГК Российской Федерации, законодатель не определяет его в данном Кодексе. В Федеральном законе "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" раскрыт и широко применяется термин "животное без владельца", обозначающий животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6 статьи 3). Данным Федеральным законом определена деятельность по обращению с животными без владельцев как включающая мероприятия по их отлову, в том числе транспортировку, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 2 статьи 3), а также установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в той же области, в том числе право первых наделять вторых отдельными полномочиями (статьи 7 и 8).
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. В Гражданском кодексе Российской Федерации употребляется другой термин с идентичным правовым содержанием - "безнадзорное животное".
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен. В Гражданском кодексе Российской Федерации употребляется другой термин с идентичным правовым содержанием - "безнадзорное животное".
Статья: Отдельные аспекты организации деятельности органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Раскрывая вопрос об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет, необходимо рассмотреть ее правовую основу путем выделения нормативных правовых актов и их краткого анализа.
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Раскрывая вопрос об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет, необходимо рассмотреть ее правовую основу путем выделения нормативных правовых актов и их краткого анализа.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
Статья: О фаунистическом законодательстве Российской Федерации
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ содержит нормы, направленные на охрану и использование животного мира <19>: это ст. 230 "Безнадзорные животные", которые могут быть как сельскохозяйственными, так и домашними животными; ст. 231, регулирующая механизм приобретения права собственности на безнадзорных животных; ст. 232, устанавливающая механизм возмещения расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них [18, с. 61 - 68]. Отнесение чувствующих существ, способных испытывать эмоции и физические страдания, к объектам гражданского оборота, одушевленным вещам, является некорректно-дискриминационным и нуждается в качественной трансформации, как и весь ГК РФ [3, с. 12 - 18].
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ содержит нормы, направленные на охрану и использование животного мира <19>: это ст. 230 "Безнадзорные животные", которые могут быть как сельскохозяйственными, так и домашними животными; ст. 231, регулирующая механизм приобретения права собственности на безнадзорных животных; ст. 232, устанавливающая механизм возмещения расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них [18, с. 61 - 68]. Отнесение чувствующих существ, способных испытывать эмоции и физические страдания, к объектам гражданского оборота, одушевленным вещам, является некорректно-дискриминационным и нуждается в качественной трансформации, как и весь ГК РФ [3, с. 12 - 18].
Статья: Отобрание ребенка из семьи как исключительная мера защиты прав детей
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Ни в одном из законодательных актов, регламентирующих защиту прав детей, нет четкого понятия определения "непосредственная угроза жизни и здоровью". В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" представлено определение "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", из которого следует, что это несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или который совершает правонарушение или антиобщественные действия <11>. Несмотря на довольно развернутое определение, четкое понимание, что следует относить к обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья ребенка, отсутствует.
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Ни в одном из законодательных актов, регламентирующих защиту прав детей, нет четкого понятия определения "непосредственная угроза жизни и здоровью". В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" представлено определение "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", из которого следует, что это несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или который совершает правонарушение или антиобщественные действия <11>. Несмотря на довольно развернутое определение, четкое понимание, что следует относить к обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья ребенка, отсутствует.
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<4> Законодательного определения понятия "безнадзорные домашние животные" российское законодательство не содержит, но сам термин используется (ст. 225, 230, 231, 232 ГК РФ). В международных актах, одной из договаривающихся сторон которых выступает Российская Федерация, под безнадзорными домашними животными понимаются животные, которые находятся вне места содержания и за которыми утрачен контроль со стороны ответственного лица (Постановление N 46-15 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О новой редакции модельного закона "Об ответственном обращении с животными" (принято в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017) // Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи СНГ. URL: http://iacis.ru/). Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использует несколько иное понятие, но аналогичное по смыслу - "животное без владельца", т.е. животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<4> Законодательного определения понятия "безнадзорные домашние животные" российское законодательство не содержит, но сам термин используется (ст. 225, 230, 231, 232 ГК РФ). В международных актах, одной из договаривающихся сторон которых выступает Российская Федерация, под безнадзорными домашними животными понимаются животные, которые находятся вне места содержания и за которыми утрачен контроль со стороны ответственного лица (Постановление N 46-15 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О новой редакции модельного закона "Об ответственном обращении с животными" (принято в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017) // Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи СНГ. URL: http://iacis.ru/). Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использует несколько иное понятие, но аналогичное по смыслу - "животное без владельца", т.е. животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в России введен институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как подчеркнуто в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях реализации поручений Президента РФ и направлен на обеспечение участия наставников, наряду с благотворительными, добровольческими, волонтерскими организациями, в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в России введен институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как подчеркнуто в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях реализации поручений Президента РФ и направлен на обеспечение участия наставников, наряду с благотворительными, добровольческими, волонтерскими организациями, в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
Статья: Организационно-правовые аспекты деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
(Павлова Л.В., Кочкина О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)- Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года" (вместе с "Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года") и многие другие.
(Павлова Л.В., Кочкина О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)- Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года" (вместе с "Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года") и многие другие.