Агитация в сми
Подборка наиболее важных документов по запросу Агитация в сми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФ"Как усматривается из представленных материалов, 29 апреля 2022 года в 14 часов 00 минут по адресу: <адрес>3 (напротив Мавзолея В.И. Ленина) Орлов О.П., находясь в общественном месте в составе группы граждан в количестве 2-х человек, имел при себе и демонстрировал средство наглядной агитации, а именно плакат размером 40*60 см с надписью тематического содержания, привлекая тем самым внимание неограниченного круга лиц, а также средств массовой информации.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 29 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности криминогенного воздействия СМИ и меры его профилактики
(Шпак А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)2. Манипулирование общественным мнением через СМИ (агитация, пропаганда, реклама) формирует взгляды и поведение людей, вызывая определенные эмоции и поведенческие стереотипы [10, с. 32]. Часто пропаганда представляет собой информационно-психологическое насилие и контроль над поведением [5, с. 19].
(Шпак А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)2. Манипулирование общественным мнением через СМИ (агитация, пропаганда, реклама) формирует взгляды и поведение людей, вызывая определенные эмоции и поведенческие стереотипы [10, с. 32]. Часто пропаганда представляет собой информационно-психологическое насилие и контроль над поведением [5, с. 19].
Статья: Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Согласно российскому законодательству, с наступлением полной дееспособности гражданин Российской Федерации приобретает право избирать и быть избранным на государственные должности. В представленном моменте снова прослеживается параллель между конституционным и административным статусом гражданина. Административность в данном случае проявляется в том, что КоАП РФ выделяет в главе 5 <5> ряд статей, акцентирующих внимание на правонарушениях, связанных с посягательством на права граждан в случае проведения референдума, выборов, их предвыборной агитации, участия средств массовой информации и т.д. Проанализировав ряд статей, можно проследить, что штраф для граждан и должностных лиц не превышает 50 тыс. руб., а для юридических лиц - 500 тыс. руб. Самый крупный штраф присуждается в случае подкупа избирателей (ст. 5.16 КоАП РФ), незаконного использования денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата (ст. 5.18) <6>.
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Согласно российскому законодательству, с наступлением полной дееспособности гражданин Российской Федерации приобретает право избирать и быть избранным на государственные должности. В представленном моменте снова прослеживается параллель между конституционным и административным статусом гражданина. Административность в данном случае проявляется в том, что КоАП РФ выделяет в главе 5 <5> ряд статей, акцентирующих внимание на правонарушениях, связанных с посягательством на права граждан в случае проведения референдума, выборов, их предвыборной агитации, участия средств массовой информации и т.д. Проанализировав ряд статей, можно проследить, что штраф для граждан и должностных лиц не превышает 50 тыс. руб., а для юридических лиц - 500 тыс. руб. Самый крупный штраф присуждается в случае подкупа избирателей (ст. 5.16 КоАП РФ), незаконного использования денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата (ст. 5.18) <6>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"27. Обратить внимание судов на то, что наличие в агитационных материалах, в выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации признаков экстремизма, призывов к совершению деяний, определяемых в статье 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности как экстремистская деятельность, побуждения к таким деяниям, а также обоснования или оправдания экстремизма влечет административную ответственность по статье 5.8 КоАП РФ (в случае, если такое нарушение допущено при проведении агитации в средствах массовой информации) либо по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ (в случае изготовления и (или) распространения агитационных материалов с такими нарушениями), а также может повлечь административную ответственность по иным статьям Кодекса (например, по части 2 или 6 статьи 13.15, статьям 13.37, 20.3, 20.3.1, 20.3.2, 20.29 КоАП РФ).
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"27. Обратить внимание судов на то, что наличие в агитационных материалах, в выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации признаков экстремизма, призывов к совершению деяний, определяемых в статье 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности как экстремистская деятельность, побуждения к таким деяниям, а также обоснования или оправдания экстремизма влечет административную ответственность по статье 5.8 КоАП РФ (в случае, если такое нарушение допущено при проведении агитации в средствах массовой информации) либо по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ (в случае изготовления и (или) распространения агитационных материалов с такими нарушениями), а также может повлечь административную ответственность по иным статьям Кодекса (например, по части 2 или 6 статьи 13.15, статьям 13.37, 20.3, 20.3.1, 20.3.2, 20.29 КоАП РФ).
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешается проводить предварительную агитацию в поддержку целей митинга через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ (п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 10 Закона N 54-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешается проводить предварительную агитацию в поддержку целей митинга через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ (п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 10 Закона N 54-ФЗ).
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Между информированием о выборах и предвыборной агитацией в СМИ отсутствуют содержательные различия, поэтому для признания материала агитационным необходимо установление наличия агитационной цели, т.е. действительного смысла.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Между информированием о выборах и предвыборной агитацией в СМИ отсутствуют содержательные различия, поэтому для признания материала агитационным необходимо установление наличия агитационной цели, т.е. действительного смысла.
Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Особенности выборов различного уровня. На выборах Президента Российской Федерации в числе преимуществ кандидатов, выдвинутых партиями, следует назвать агитацию партии, которую она может вести на бесплатной основе в качестве самостоятельного субъекта агитации в средствах массовой информации <17>. На всех иных выборах, проводимых по мажоритарной избирательной системе, субъектом агитационной деятельности в СМИ может выступать только сам кандидат, выдвинутый по единому или одно-, многомандатному округу.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Особенности выборов различного уровня. На выборах Президента Российской Федерации в числе преимуществ кандидатов, выдвинутых партиями, следует назвать агитацию партии, которую она может вести на бесплатной основе в качестве самостоятельного субъекта агитации в средствах массовой информации <17>. На всех иных выборах, проводимых по мажоритарной избирательной системе, субъектом агитационной деятельности в СМИ может выступать только сам кандидат, выдвинутый по единому или одно-, многомандатному округу.