Адвокат военный пенсионер
Подборка наиболее важных документов по запросу Адвокат военный пенсионер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Эта норма распространяется на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 октября 2008 года, т.е. с момента вступления в силу Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Конституционный Суд на защите прав
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Конституционный Суд на защите прав
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОМС за 2024 г. адвокатом, осуществляющим деятельность в адвокатском кабинете и получающим военную пенсию.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-15-05/124929)Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОМС за 2024 г. адвокатом, осуществляющим деятельность в адвокатском кабинете и получающим военную пенсию.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-15-05/124929)Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОМС за 2024 г. адвокатом, осуществляющим деятельность в адвокатском кабинете и получающим военную пенсию.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Об освобождении от уплаты страховых взносов адвокатов - военных пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, см. разъяснения ФНС России.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Об освобождении от уплаты страховых взносов адвокатов - военных пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, см. разъяснения ФНС России.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года"Наряду с этим оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Примечательно, что автоматически ФНС России не снимает с учета плательщиков страховых взносов, для этого адвокат - военный пенсионер должен обратиться в налоговый орган по месту жительства с соответствующим заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС по рекомендуемой ФНС России форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения. Если в нем не указано, что получаемая адвокатом пенсия (за выслугу лет или по инвалидности) назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, то необходимо дополнительно представить из федерального ведомства (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), осуществляющего пенсионное обеспечение адвоката, справку о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с вышеназванным Законом <14>.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Примечательно, что автоматически ФНС России не снимает с учета плательщиков страховых взносов, для этого адвокат - военный пенсионер должен обратиться в налоговый орган по месту жительства с соответствующим заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС по рекомендуемой ФНС России форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения. Если в нем не указано, что получаемая адвокатом пенсия (за выслугу лет или по инвалидности) назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, то необходимо дополнительно представить из федерального ведомства (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), осуществляющего пенсионное обеспечение адвоката, справку о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с вышеназванным Законом <14>.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 13.06.2023 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)Поэтому должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс, по которым утвердят отдельный норматив для уплаты фиксированных страховых взносов на ОМС для ИП - военных пенсионеров и адвокатов.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)Поэтому должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс, по которым утвердят отдельный норматив для уплаты фиксированных страховых взносов на ОМС для ИП - военных пенсионеров и адвокатов.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ Постановлением от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" дал оценку обозначенной выше проблемы, признав неконституционными законоположения в той мере, в какой они, возлагая на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанность по уплате соответствующих страховых взносов, не гарантируют последним реализацию пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. В этой связи законодателю необходимо было привести положения, определяющие условия формирования пенсионных прав индивидуальных плательщиков страховых взносов (в том числе адвокатов) из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствие с нормами, предусматривающими условия реализации пенсионных прав таких лиц. Однако до сих пор изменений, предусматривающих такую корреляцию, в пенсионное и налоговое законодательство внесено не было.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Конституционный Суд РФ Постановлением от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" дал оценку обозначенной выше проблемы, признав неконституционными законоположения в той мере, в какой они, возлагая на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанность по уплате соответствующих страховых взносов, не гарантируют последним реализацию пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. В этой связи законодателю необходимо было привести положения, определяющие условия формирования пенсионных прав индивидуальных плательщиков страховых взносов (в том числе адвокатов) из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствие с нормами, предусматривающими условия реализации пенсионных прав таких лиц. Однако до сих пор изменений, предусматривающих такую корреляцию, в пенсионное и налоговое законодательство внесено не было.
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)В январе 2020 года Суд вынес Постановление N 5-П <44>, в котором нормы нескольких законов были признаны частично не соответствующими Конституции РФ, так как они не определяли объем и условия реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров. Суд признал, что сформировать необходимые пенсионные накопления, учитывая предшествующую военную службу, они не смогут. И законодатель исправил регулирование, но только в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров, хотя под действие норм попадали и другие пенсионеры, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы и другие. В 2022 году тот же самый вопрос в Конституционном Суде поставил индивидуальный предприниматель из числа военных пенсионеров <45>. Оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ применительно для всех лиц, занимающихся частной практикой из числа военных пенсионеров. И такие примеры не единичны.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)В январе 2020 года Суд вынес Постановление N 5-П <44>, в котором нормы нескольких законов были признаны частично не соответствующими Конституции РФ, так как они не определяли объем и условия реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров. Суд признал, что сформировать необходимые пенсионные накопления, учитывая предшествующую военную службу, они не смогут. И законодатель исправил регулирование, но только в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров, хотя под действие норм попадали и другие пенсионеры, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы и другие. В 2022 году тот же самый вопрос в Конституционном Суде поставил индивидуальный предприниматель из числа военных пенсионеров <45>. Оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ применительно для всех лиц, занимающихся частной практикой из числа военных пенсионеров. И такие примеры не единичны.
Ситуация: Как рассчитать страховую пенсию военных пенсионеров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Страховой стаж военных пенсионеров из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, получающих военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают страховые взносы, исчисляется исходя из общей суммы страховых взносов, уплаченных ими в течение календарного года. Так, если указанная сумма составит не менее установленного размера, в страховой стаж засчитывается календарный год. Если же общая сумма страховых взносов меньше такого размера, страховой стаж определяется пропорционально сумме уплаченных взносов (пп. 7 п. 1, абз. 9 п. 5 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Страховой стаж военных пенсионеров из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, получающих военную пенсию за выслугу лет либо по инвалидности, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают страховые взносы, исчисляется исходя из общей суммы страховых взносов, уплаченных ими в течение календарного года. Так, если указанная сумма составит не менее установленного размера, в страховой стаж засчитывается календарный год. Если же общая сумма страховых взносов меньше такого размера, страховой стаж определяется пропорционально сумме уплаченных взносов (пп. 7 п. 1, абз. 9 п. 5 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Статья: Правительственные планы по корректировке отдельных положений налогового законодательства
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)В постановлении от 11.10.2022 N 42-П Конституционный суд РФ, учитывая устранение ранее Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ правовой неопределенности нормативного регулирования применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения также в отношении иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа военных пенсионеров.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)В постановлении от 11.10.2022 N 42-П Конституционный суд РФ, учитывая устранение ранее Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ правовой неопределенности нормативного регулирования применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения также в отношении иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа военных пенсионеров.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за декабрь 2022 - январь 2023 года
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Не противоречит Конституции РФ доначисление адвокату - военному пенсионеру взносов на обязательное пенсионное страхование за период до момента, когда такие лица были освобождены от уплаты этих взносов.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Не противоречит Конституции РФ доначисление адвокату - военному пенсионеру взносов на обязательное пенсионное страхование за период до момента, когда такие лица были освобождены от уплаты этих взносов.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Несмотря на то обстоятельство, что Конституционным Судом ФВ к страховой пенсии по старости оценивалась в качестве ее специфического элемента, финансируемого из федерального бюджета, что позволяло ее приравнять к пенсии за выслугу лет и тем самым исключить возможность одновременного установления двух бюджетных пенсий одному получателю, нормы ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они применимы к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав застрахованных лиц (адвокатов из числа военных пенсионеров), надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Несмотря на то обстоятельство, что Конституционным Судом ФВ к страховой пенсии по старости оценивалась в качестве ее специфического элемента, финансируемого из федерального бюджета, что позволяло ее приравнять к пенсии за выслугу лет и тем самым исключить возможность одновременного установления двух бюджетных пенсий одному получателю, нормы ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они применимы к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав застрахованных лиц (адвокатов из числа военных пенсионеров), надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.