Административный регламент исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере

Подборка наиболее важных документов по запросу Административный регламент исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2020 N 310-ЭС20-7828 по делу N А48-10831/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными: 1) Проведения органом казначейства плановой выездной проверки и направленного им письма; 2) Акта выездной проверки.
Обжалуемый результат спора: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку само по себе то, что орган казначейства проинформировал учреждение после проверки о своей позиции в целях недопущения последним нарушений законодательства, не дает оснований для вывода о несоблюдении процедуры рассмотрения материалов проверки; 2) Производство по делу прекращено, поскольку акт проверки не относится к ненормативным правовым актам.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, кассационный суд руководствовался статьями 265, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н, Стандартом внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", утвержденным приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 N 39.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 305-ЭС19-1649 по делу N А40-11349/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными приказов уполномоченного органа, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку документально подтверждены факты неэффективного (нецелевого) использования, а также перерасходования денежных средств федерального бюджета.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н, суды пришли к выводу о доказанности факта нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Бурятии, соблюдении процедуры привлечения субъекта Российской Федерации к бюджетной ответственности, обоснованности примененной меры бюджетного принуждения и, как следствие, законности обжалуемых приказов Министерства финансов Российской Федерации и уведомления Федерального казначейства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)
<1> См. Приказ Министерства финансов РФ от 20 марта 2014 г. N 18н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Статья: Обжалование ненормативных актов финансового контроля: сравнительно-правовой анализ бюджетной и налоговой сферы
(Карпухин Д.В., Куракин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2017, N 11)
Право на представление в Федеральное казначейство возражений в письменной форме конкретизировано в Приказе Казначейства России от 01.03.2017 N 39 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия" (далее - Приказ), который содержит ряд пунктов, связанных с возможностью должностных лиц объекта контроля Казначейства России приносить возражения на результаты контрольных мероприятий. В соответствии с пунктами 5.5.9, 5.6.22 рассматриваемого Приказа письменные возражения к актам камеральной и выездной проверок, представляются объектом контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения объектом контроля соответствующего акта и приобщаются к материалам проверки. Пункт 5.8.6 Приказа предусматривает, что в случае поступления от объектов контроля письменных возражений на заключение, оформленное по результатам обследования (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий)), указанные возражения приобщаются к материалам обследования. Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 8.3 - 8.4 Приказа информация о наличии или отсутствии возражений со стороны объекта контроля должна быть отражена в отчете, который подготавливает контрольно-ревизионное подразделение органа Федерального казначейства, ответственное за организацию и проведение соответствующего контрольного мероприятия на основе акта, заключения по результатам обследования (с приложениями), составленных по результатам контрольного мероприятия. В соответствии с пунктами 8.5, 8.6 Приказа о наличии возражений к акту, представленных объектом контроля, данные возражения передаются начальнику контрольно-ревизионного подразделения органа Федерального казначейства, ответственного за организацию контрольного мероприятия, в порядке, установленном в Федеральном казначействе, и приобщаются к материалам проверки. Приложение N 6 к указанному стандарту устанавливает форму отчета о результатах контрольного мероприятия. Одним из содержательных компонентов указанного процессуального документа являются возражения от объекта контроля на результаты контрольного мероприятия, проведенного должностными лицами Казначейства России. Контрольно-ревизионное подразделение органа Федерального казначейства, ответственное за организацию контрольного мероприятия, по результатам рассмотрения возражений к акту осуществляет подготовку заключения на возражения по форме согласно приложению N 7 к Приказу. Отчет с приложением возражений объекта контроля (при наличии) и заключения на возражения рассматривается в установленном порядке на заседании Контрольной комиссии Федерального казначейства (контрольной комиссии УФК - управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации) и утверждается руководителем Федерального казначейства (руководителем УФК) (иным уполномоченным лицом) (пункт 8.7 Приказа). По результатам рассмотрения отчета на заседании Контрольной комиссии Федерального казначейства (контрольной комиссии УФК) может быть принято решение рекомендовать руководителю (заместителю руководителя) Федерального казначейства (руководителю (заместителю руководителя) УФК): утвердить отчет; поручить лицу, подписавшему отчет, внести в отчет изменения в соответствии с протоколом заседания Контрольной комиссии Федерального казначейства (контрольной комиссии УФК). Лицо, подписавшее отчет, обеспечивает внесение изменений в отчет в соответствии с протоколом заседания Контрольной комиссии Федерального казначейства (контрольной комиссии УФК), подписывает доработанный отчет и обеспечивает его представление для утверждения руководителю Федерального казначейства (руководителю УФК) либо иному уполномоченному лицу (пункт 8.7 Приказа). Следует отметить, что рассматриваемый Приказ фиксирует требования к предъявляемым возражениям в общей форме - письменная форма; не устанавливает жестких требований к содержанию возражений от объекта контроля; не определяет перечень должностных лиц объекта контроля, которые могут вносить возражения на результаты контрольных мероприятий. Кроме того, действующий Приказ не определяет характера и содержания правовых последствий, связанных с принятием возражений должностных лиц объекта контроля Казначейства России, на которые в соответствии с приложением N 7 Приказа должны быть оформлены заключения. Пункт 74 Правил формулирует возможность отмены представлений и предписаний, изданных Федеральным казначейством (его территориальным органом) как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере. Однако следует отметить, что представления и предписания, вынесенные Федеральным казначейством, действующие правила относят к процессуальным правилам реализации результатов проведения контрольных мероприятий, в то время как проверки и обследование являются формами финансового контроля в финансово-бюджетной сфере, а составленные по результатам их проведения акты и заключения являются ненормативными правовыми актами, отражающими результаты контрольных мероприятий. В научной литературе высказана точка зрения о том, что письменные возражения на акт налоговой проверки выступают гарантией законности проведения контрольного мероприятия и являются процессуальным правом должностных лиц контрольного объекта на данном этапе осуществления финансового контроля [3].

Нормативные акты

Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2014 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
(Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере")