Административные правонарушения в области обращения с животными
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные правонарушения в области обращения с животными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство субъектов РФ в области обращения с животными нуждается в совершенствовании
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Не может не вызывать возражений попытка законодателя Тюменской области в Законе от 20 марта 2019 г. "Об обращении с животными в Тюменской области" <12> установить ответственность за нарушение областного законодательства в области обращения с животными. В соответствии со ст. 5 Закона Тюменской области нарушение требований настоящего закона влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Тюменской области. Вид юридической ответственности при этом не указан. Приведенная норма не согласуется со ст. 21 Федерального закона, в соответствии с которой за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Уголовная ответственность может быть установлена только федеральным законодательством (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Что же касается административной ответственности, то здесь необходимо учитывать, что административное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ). Поэтому законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за некоторые административные правонарушения в области обращения с животными, которые не закреплены в КоАП РФ.
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Не может не вызывать возражений попытка законодателя Тюменской области в Законе от 20 марта 2019 г. "Об обращении с животными в Тюменской области" <12> установить ответственность за нарушение областного законодательства в области обращения с животными. В соответствии со ст. 5 Закона Тюменской области нарушение требований настоящего закона влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Тюменской области. Вид юридической ответственности при этом не указан. Приведенная норма не согласуется со ст. 21 Федерального закона, в соответствии с которой за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Уголовная ответственность может быть установлена только федеральным законодательством (п. "о" ст. 71 Конституции РФ). Что же касается административной ответственности, то здесь необходимо учитывать, что административное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ). Поэтому законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за некоторые административные правонарушения в области обращения с животными, которые не закреплены в КоАП РФ.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)При этом отрадно заметить, что в проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях включен ряд составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. Так, предусмотрено установление административной ответственности за жестокое обращение с животными, за нарушение требований использования животных в культурно-зрелищных целях и их содержания, а также за нарушение требований в области обращения с животными [25].
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)При этом отрадно заметить, что в проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях включен ряд составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. Так, предусмотрено установление административной ответственности за жестокое обращение с животными, за нарушение требований использования животных в культурно-зрелищных целях и их содержания, а также за нарушение требований в области обращения с животными [25].
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
<Разъяснение> Прокуратуры г. Москвы
"Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными"УСТАНОВЛЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
"Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными"УСТАНОВЛЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
Статья: Правовые аспекты недопустимости насилия в отношении одушевленных вещей
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)<7> См., например: проект Федерального закона N 395531-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (об установлении административной ответственности за пропаганду жестокого обращения с животными)"; проект Федерального закона N 1175091-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за жестокое обращение с животными"; проект Федерального закона N 954756-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях введения административной ответственности за жестокое обращение с животными" // СПС "КонсультантПлюс".
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)<7> См., например: проект Федерального закона N 395531-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (об установлении административной ответственности за пропаганду жестокого обращения с животными)"; проект Федерального закона N 1175091-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за жестокое обращение с животными"; проект Федерального закона N 954756-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях введения административной ответственности за жестокое обращение с животными" // СПС "КонсультантПлюс".
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Составы административных правонарушений, связанных с посягательством на водные отношения, в настоящее время предусмотрены рядом статьей КоАП РФ. При этом, учитывая то, что общественные отношения в области использования и охраны природных ресурсов (в том числе водных) являются объектом административных правонарушений, составы которых закреплены в статьях гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными" КоАП РФ, именно содержащиеся в них составы административных правонарушений, связанные с посягательством на водные объекты и ресурсы, следует считать специальными "водными правонарушениями". Административные правонарушения, составы которых закреплены в иных главах КоАП РФ, несмотря на то, что предметом их могут являться водные объекты и ресурсы, специальными "водными правонарушениями" считать некорректно ввиду того, что объектом их посягательства являются иные виды общественных отношений (например, у правонарушений, содержащихся в гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ, объектом являются, соответственно, общественные отношения в области охраны собственности, в том числе права собственности на водные объекты).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Составы административных правонарушений, связанных с посягательством на водные отношения, в настоящее время предусмотрены рядом статьей КоАП РФ. При этом, учитывая то, что общественные отношения в области использования и охраны природных ресурсов (в том числе водных) являются объектом административных правонарушений, составы которых закреплены в статьях гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными" КоАП РФ, именно содержащиеся в них составы административных правонарушений, связанные с посягательством на водные объекты и ресурсы, следует считать специальными "водными правонарушениями". Административные правонарушения, составы которых закреплены в иных главах КоАП РФ, несмотря на то, что предметом их могут являться водные объекты и ресурсы, специальными "водными правонарушениями" считать некорректно ввиду того, что объектом их посягательства являются иные виды общественных отношений (например, у правонарушений, содержащихся в гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ, объектом являются, соответственно, общественные отношения в области охраны собственности, в том числе права собственности на водные объекты).
Ситуация: Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).