Административные дела о защите избирательных прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные дела о защите избирательных прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФ"Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 КАС РФ, в статье 239 которой приведен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Административные дела, подсудные районному суду" КАС РФ"Административные дела о защите избирательных прав, за исключением предусмотренных статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 названного Кодекса)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а именно об отмене:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)В производстве Судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а именно об отмене:
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- обязанность суда изготовить мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав, принятое в период избирательной кампании, в возможно короткие сроки (ч. 3 ст. 244 КАС РФ);
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- обязанность суда изготовить мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав, принятое в период избирательной кампании, в возможно короткие сроки (ч. 3 ст. 244 КАС РФ);
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Подсудность административных дел о защите избирательных прав граждан
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Подсудность административных дел о защите избирательных прав граждан
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).
Статья: К вопросу о современном содержании активной роли суда в административном судопроизводстве
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Так, в силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Так, в силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статья: Доказывание, осуществляемое прокурором в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений участвующих в деле лиц. Так, в силу ч. 3 ст. 62 КАС суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений участвующих в деле лиц. Так, в силу ч. 3 ст. 62 КАС суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2023. N 9.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2023. N 9.
Статья: Дискуссионные вопросы дискреции судьи в доказывании по административным делам
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)- обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом, при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно, принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 КАС РФ);
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)- обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом, при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно, принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 КАС РФ);
Статья: Система административных судов в Кыргызской Республике: становление, особенности, направления совершенствования
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Отметим, что АПК КР (разд. IV) устанавливает особенности рассмотрения в суде первой инстанции лишь отдельных категорий административных дел (о защите избирательных прав, об обжаловании решения о досрочном освобождении судьи от должности, об установлении неправильности записей актов гражданского состояния, об оспаривании постановления и действия (бездействия) судебного исполнителя), хотя процессуальная специфика присуща и иным их видам. Таким образом, в разд. IV АПК КР можно отметить очевидную неполноту процессуального регулирования.
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Отметим, что АПК КР (разд. IV) устанавливает особенности рассмотрения в суде первой инстанции лишь отдельных категорий административных дел (о защите избирательных прав, об обжаловании решения о досрочном освобождении судьи от должности, об установлении неправильности записей актов гражданского состояния, об оспаривании постановления и действия (бездействия) судебного исполнителя), хотя процессуальная специфика присуща и иным их видам. Таким образом, в разд. IV АПК КР можно отметить очевидную неполноту процессуального регулирования.