Административное правонарушение как основание административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное правонарушение как основание административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности за нарушение правил благоустройства города (в том числе за парковку на газоне)
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением... Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях...
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением... Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в России и Германии
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)"Административное право и процесс", 2023, N 2
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)"Административное право и процесс", 2023, N 2
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8. Должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)8. Должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"Оспоренное законоположение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает, что при наличии вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в котором к иностранному гражданину не было применено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, предусмотренное нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой он привлечен к административной ответственности, суд, проверяя законность и обоснованность принятого в связи с теми же обстоятельствами решения уполномоченного органа о неразрешении тому же иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию, обязан - вне зависимости от формального соответствия этого решения требованиям закона - установить и оценить, в частности, семейное положение иностранного гражданина и последствия принятого решения для его семейной жизни и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости применения к нему запрета на въезд в Российскую Федерацию с учетом негативных последствий такого запрета для обеспечения права на уважение семейной жизни иностранного гражданина.
Статья: Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства: какой она должна быть?
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Традиционно административное правонарушение как основание административной ответственности отграничивается от преступления как основания уголовной ответственности по признаку общественной опасности. В доктрине публично-правовой ответственности <5> этот признак, как правило, используется для разграничения административных правонарушений, где этот признак отсутствует, и преступлений, где он обязательно наличествует. Так, в относительно недавнем диссертационном исследовании Д.В. Лопашенко по уголовному праву, криминологии и уголовно-исполнительному праву "Соотношение частного и публичного в уголовном праве" были проанализированы вопросы общественной опасности и сделаны следующие выводы: "...сущность общественной опасности сводится к причинению вреда обществу в целом путем негативного воздействия на общественные отношения как объект преступления, что может разрушить существующий правопорядок как основу жизнедеятельности общества. Общественная опасность - это не только признак преступления, но и основание публичности уголовного права. Поскольку общественная опасность является сущностным признаком преступления, то публичность уголовного права можно определить как сущностное свойство уголовного права, заключающееся в обеспечении нормами уголовного права общих публичных интересов государства и общества" <6>.
(Овчарова Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Традиционно административное правонарушение как основание административной ответственности отграничивается от преступления как основания уголовной ответственности по признаку общественной опасности. В доктрине публично-правовой ответственности <5> этот признак, как правило, используется для разграничения административных правонарушений, где этот признак отсутствует, и преступлений, где он обязательно наличествует. Так, в относительно недавнем диссертационном исследовании Д.В. Лопашенко по уголовному праву, криминологии и уголовно-исполнительному праву "Соотношение частного и публичного в уголовном праве" были проанализированы вопросы общественной опасности и сделаны следующие выводы: "...сущность общественной опасности сводится к причинению вреда обществу в целом путем негативного воздействия на общественные отношения как объект преступления, что может разрушить существующий правопорядок как основу жизнедеятельности общества. Общественная опасность - это не только признак преступления, но и основание публичности уголовного права. Поскольку общественная опасность является сущностным признаком преступления, то публичность уголовного права можно определить как сущностное свойство уголовного права, заключающееся в обеспечении нормами уголовного права общих публичных интересов государства и общества" <6>.
Статья: О перспективах совершенствования института административной ответственности в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)<3> Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // СПС "КонсультантПлюс".
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)<3> Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Особенности производства по делам об административных правонарушениях в контексте реализации принципа равенства при привлечении к административной ответственности
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Итак, принцип равенства в производстве по делам об административных правонарушениях - это совокупность нормативных требований материального и процессуального характера, предъявляемых к субъектам административной юрисдикции и участникам производства, направленных на достижение его целей, выражающих обязательность законодательства об административных правонарушениях, одинаковые основания административной ответственности, общность системы административных наказаний и правил их назначения, единые правила производства по делам об административных правонарушениях.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Итак, принцип равенства в производстве по делам об административных правонарушениях - это совокупность нормативных требований материального и процессуального характера, предъявляемых к субъектам административной юрисдикции и участникам производства, направленных на достижение его целей, выражающих обязательность законодательства об административных правонарушениях, одинаковые основания административной ответственности, общность системы административных наказаний и правил их назначения, единые правила производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Права и обязанности физического лица, привлекаемого к административной ответственности, в условиях развития цифровой коммуникации (часть 2 - "Возможные риски и угрозы")
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В связи с этим необходимо согласиться с мнением Н.А. Самбора, что в ситуациях, когда "изменяются отношения, меняются и правила этих отношений, впоследствии встает вопрос о необходимости изменений и подходов к нормативному регулированию этих отношений. Основанные в начале XX в. теории административной ответственности и административного правонарушения как основания административной ответственности, теоретически обоснованные в условиях плановой экономики СССР, на современном этапе развития государства и гражданского общества требуют переосмысления подходов, пересмотра теоретических базисов административной ответственности" <2>.
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В связи с этим необходимо согласиться с мнением Н.А. Самбора, что в ситуациях, когда "изменяются отношения, меняются и правила этих отношений, впоследствии встает вопрос о необходимости изменений и подходов к нормативному регулированию этих отношений. Основанные в начале XX в. теории административной ответственности и административного правонарушения как основания административной ответственности, теоретически обоснованные в условиях плановой экономики СССР, на современном этапе развития государства и гражданского общества требуют переосмысления подходов, пересмотра теоретических базисов административной ответственности" <2>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5. Правовая природа, признаки и элементы состава административного правонарушения как основания административной ответственности. Критерии, по которым его следует отграничивать от преступления.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5. Правовая природа, признаки и элементы состава административного правонарушения как основания административной ответственности. Критерии, по которым его следует отграничивать от преступления.
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В представленной работе В.Е. Севрюгина глубокий и подробный анализ также дан понятию административного правонарушения - главного правового основания административной ответственности. Обращает внимание, что при характеристике основных признаков административного правонарушения автор подробно останавливается на анализе такого из них, как "общественная вредность". Его анализ проводится в соотношении с признаком "общественная опасность", характеризующим главным образом преступления. Признак общественной вредности для административного проступка автор называет "наиболее важным" и "менее разработанным". К сожалению, как отмечает автор, данный признак не нашел своего законодательного закрепления в определении административного проступка в Основах и Кодексе РСФСР об административном правонарушении. Не нашел данный признак, как мы знаем, закрепления и в действующем КоАП РФ, принятом в 2001 г. При характеристике административного правонарушения автор отмечает неразвитость его теории как науки о проступке того периода, которая заметно уступает криминологии - науке о преступлении <19>.
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В представленной работе В.Е. Севрюгина глубокий и подробный анализ также дан понятию административного правонарушения - главного правового основания административной ответственности. Обращает внимание, что при характеристике основных признаков административного правонарушения автор подробно останавливается на анализе такого из них, как "общественная вредность". Его анализ проводится в соотношении с признаком "общественная опасность", характеризующим главным образом преступления. Признак общественной вредности для административного проступка автор называет "наиболее важным" и "менее разработанным". К сожалению, как отмечает автор, данный признак не нашел своего законодательного закрепления в определении административного проступка в Основах и Кодексе РСФСР об административном правонарушении. Не нашел данный признак, как мы знаем, закрепления и в действующем КоАП РФ, принятом в 2001 г. При характеристике административного правонарушения автор отмечает неразвитость его теории как науки о проступке того периода, которая заметно уступает криминологии - науке о преступлении <19>.