Административное исковое заявление прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административный иск прокурора, суд усмотрел конфликт интересов в поведении депутата К., участвовавшей в сессиях представительного органа муниципального образования при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих и голосовавшей за их принятие, в то время как ее мать... замещала должность муниципального служащего органа местного самоуправления...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административный иск прокурора, суд усмотрел конфликт интересов в поведении депутата К., участвовавшей в сессиях представительного органа муниципального образования при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих и голосовавшей за их принятие, в то время как ее мать... замещала должность муниципального служащего органа местного самоуправления...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 47 "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью" УК РФ"Доводы о том, что решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 1 июня 2021 года по административному иску прокурора прекращено действие права управления транспортными средствами у Д. в связи с наличием у него синдрома зависимости от опиоидов на обоснованность назначения осужденному по настоящему уголовному делу дополнительного наказания не влияют, поскольку не предусмотрены законом, в том числе ст. 47 УК РФ, как исключающие его назначение. Кроме того, отсутствие у осужденного права на управление транспортными средствами не препятствовало ему управлять автомобилем в состоянии опьянения, за что он и был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто и в каком порядке может обратиться в суд с административным исковым заявлением о прекращении действия права управления транспортными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать установленным требованиям и содержать, в частности, сведения об административном ответчике, сведения о том, какие права и законные интересы лиц, в интересах которых подается заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой нарушение, требование о прекращении права управления транспортными средствами и перечень прилагаемых к заявлению документов (ч. 3 ст. 39, ч. 2, 6 ст. 125 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать установленным требованиям и содержать, в частности, сведения об административном ответчике, сведения о том, какие права и законные интересы лиц, в интересах которых подается заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой нарушение, требование о прекращении права управления транспортными средствами и перечень прилагаемых к заявлению документов (ч. 3 ст. 39, ч. 2, 6 ст. 125 КАС РФ).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
(ред. от 31.07.2025)1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"13. В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"13. В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Здесь также намечается актуальная связь заявляемого прокурором административного иска с официальными данными, полученными в рамках производств об административном правонарушении, по гражданскому, административному или уголовному делу, и одновременно подчеркивается исключительное полномочие суда устанавливать экстремистский характер информационных материалов и самостоятельное (институциональное) значение комментируемого вида административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Здесь также намечается актуальная связь заявляемого прокурором административного иска с официальными данными, полученными в рамках производств об административном правонарушении, по гражданскому, административному или уголовному делу, и одновременно подчеркивается исключительное полномочие суда устанавливать экстремистский характер информационных материалов и самостоятельное (институциональное) значение комментируемого вида административного судопроизводства.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<26> Галяшина Е.И. Заключение уполномоченного по правам человека по административному иску о признании информационных материалов экстремистскими: научно-методическое пособие. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. В аннотации к пособию отмечается, что в нем представлены научно-методические рекомендации, способствующие составлению обоснованного заключения уполномоченным по правам человека по административному иску прокурора о признании материалов экстремистскими. В приложении содержатся примеры заключений уполномоченных по правам человека по соответствующим административным делам, из которых следует, что в них присутствует часть, касающаяся выводов об обстоятельствах дела.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<26> Галяшина Е.И. Заключение уполномоченного по правам человека по административному иску о признании информационных материалов экстремистскими: научно-методическое пособие. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. В аннотации к пособию отмечается, что в нем представлены научно-методические рекомендации, способствующие составлению обоснованного заключения уполномоченным по правам человека по административному иску прокурора о признании материалов экстремистскими. В приложении содержатся примеры заключений уполномоченных по правам человека по соответствующим административным делам, из которых следует, что в них присутствует часть, касающаяся выводов об обстоятельствах дела.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Таким образом, отказ от административного иска, поданного прокурором, принимается судом при наличии следующих обстоятельств:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Таким образом, отказ от административного иска, поданного прокурором, принимается судом при наличии следующих обстоятельств:
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В соответствии с нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ для предъявления прокурором административного иска в суд требуется письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, принятие прокурором мер по сбору необходимых доказательств для суда, обоснование невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд. Суд производит оценку наличия или отсутствия уважительных причин, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, а также осуществляет проверку соблюдения иных требований к форме и содержанию административного искового заявления (п. 1 - 5, 8, 9 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 КАС РФ).
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В соответствии с нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ для предъявления прокурором административного иска в суд требуется письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, принятие прокурором мер по сбору необходимых доказательств для суда, обоснование невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд. Суд производит оценку наличия или отсутствия уважительных причин, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, а также осуществляет проверку соблюдения иных требований к форме и содержанию административного искового заявления (п. 1 - 5, 8, 9 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 КАС РФ).
Статья: Оспаривание нормативных правовых актов органов публичной власти в порядке конституционного и административного судопроизводства: проблемы разграничения подведомственности
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Вышеуказанные особенности решения суда общей юрисдикции по делу об оспаривании нормативного правового акта обусловливают его роль, связанную с обеспечением исполнения постановлений КС РФ. В тех случаях, когда нормативный акт, могущий быть предметом оспаривания в суде общей юрисдикции, содержит нормы, аналогичные признанным неконституционными, и в течение 6 месяцев после опубликования постановления КС РФ этот акт не был приведен в соответствие с Конституцией РФ, суд общей юрисдикции по административному иску прокурора вправе признать данные нормы недействующими (ч. 5 ст. 87 Закона о КС РФ). При этом суд основывается на правовых позициях КС РФ, сформулированных в его постановлении. Данный механизм исключает необходимость повторного обращения в КС РФ в отношении проверки тех же норм, которые уже были предметом его рассмотрения, но содержатся в ином правовом акте. Тем самым суды общей юрисдикции, реализуя свои полномочия в сфере нормоконтроля, обеспечивают необходимую универсализацию правовых позиций КС РФ <11>.
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Вышеуказанные особенности решения суда общей юрисдикции по делу об оспаривании нормативного правового акта обусловливают его роль, связанную с обеспечением исполнения постановлений КС РФ. В тех случаях, когда нормативный акт, могущий быть предметом оспаривания в суде общей юрисдикции, содержит нормы, аналогичные признанным неконституционными, и в течение 6 месяцев после опубликования постановления КС РФ этот акт не был приведен в соответствие с Конституцией РФ, суд общей юрисдикции по административному иску прокурора вправе признать данные нормы недействующими (ч. 5 ст. 87 Закона о КС РФ). При этом суд основывается на правовых позициях КС РФ, сформулированных в его постановлении. Данный механизм исключает необходимость повторного обращения в КС РФ в отношении проверки тех же норм, которые уже были предметом его рассмотрения, но содержатся в ином правовом акте. Тем самым суды общей юрисдикции, реализуя свои полномочия в сфере нормоконтроля, обеспечивают необходимую универсализацию правовых позиций КС РФ <11>.
Статья: Акт прокурорской проверки как доказательство факта нарушения законов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Например, средства реагирования и/или изложенные в них требования могут стать предметом оценки судов общей юрисдикции (арбитражных судов) при их обжаловании заинтересованными лицами; при рассмотрении исков (административных исков) прокуроров об обязании исполнить требования (при отклонении и/или фактическом неисполнении средства реагирования), при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в случае неисполнения требований прокурора, изложенных в средствах реагирования.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Например, средства реагирования и/или изложенные в них требования могут стать предметом оценки судов общей юрисдикции (арбитражных судов) при их обжаловании заинтересованными лицами; при рассмотрении исков (административных исков) прокуроров об обязании исполнить требования (при отклонении и/или фактическом неисполнении средства реагирования), при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в случае неисполнения требований прокурора, изложенных в средствах реагирования.